Япония сквозь призму русского алфавита. От А до Я.
В Акихабаре невероятно шумно - грохочущая ветка наземного метро, тысячи игровых автоматов и включенных на полную мощность динамиков, уличные зазывалы мэйд-кафе. Если захочется тишины, зайдите на полминуты в зал игры пачинко: здесь стоит такой грохот, что, выскочив на улицу, вы по-новому взглянете на этот токийский квартал.
Акихабара
В пяти минутах ходьбы от вокзала Токио находится Акихабара, один из крупнейших в мире торговых кварталов: многоэтажные магазины посвящены технике, компьютерным играм и всевозможным увлечениям (в том числе аниме и комиксам манга). Здесь же процветают тематические кафе, куда приглашают зайти барышни, одетые горничными, пиратами и персонажами из мультфильмов. В сущности, Акихабара соответствует представлениям о Японии иностранца, который раньше видел ее только в американских фильмах.
Гохан
Уважительное отношение к рису выражается даже в его названии: приставка «го» отражает почтение, «хан» означает «еда». Вареный рис - это главная еда на столе, важнейшая часть японского рациона. К нему относятся столь почтительно, что не сдабривают никакими специями и соусами, разве что закусывают овощами. Даже суши принято окунать в соевый соус только той стороной, где рыба, не запятнав белизны риса. Как правило, в ресторане можно бес¬платно попросить дополнительную порцию.
Гэта
Уличные деревянные сандалии, высота которых зависела от погоды: в ненастье надевали 10-сантиметровые каблуки. Такая обувь была популярна еще 3О лет назад: крестьянам было удобно высаживать рис, не замочив ног; актеры становились выше ростом, а девицы-майко из увеселительных кварталов учились выбивать деревянными подошвами ритмы на мостовой. Услышать этот мелодичный перестук и сейчас можно в ханамати - городских кварталах развлечений. Молодые женщины, кстати, носят сандалии на босу ногу - это верх эротизма. Всем прочим следует ступать так, чтобы не запачкать белых носков - таби.
Гассё-дзукури
«Гассё» значит «молиться»: деревенские дома получили такое название оттого, что их тростниковые крыши похожи на сложенные для молитвы ладони. Необычной формой они обязаны обильным снегопадам (до восьми метров за зиму в этой местности): иная кровля обрушилась бы под таким гнетом. Поселение Сирокаваго включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в соседнем музее под открытым небом собрано два десятка образцовых построек: жилые дома, мельница, амбары. Обратите внимание на искусно выполненных чеканных рыб над очагом - они призваны хранить дом от пожара.
Дзенкодзи
Комплекс буддийских монастырей в Нагано сосредоточен вокруг храма VII века: здесь принимают всех паломников, исповедующих буддизм. Их привлекает вечно скрытая от людских глаз святыня - старинная статуя Будды. А под главным алтарем находится40-метровый коридор, вечно погруженный во мрак. Если двигаться, касаясь правой ладонью стены, то после второго поворота, примерно на уровне пояса, можно нащупать ключ (ни много ни мало от райских врат). Продвигаясь по коридору, следует думать об ушедших в мир иной родственниках и близких, представляя себе райские кущи. Кстати, у входа в главный зал стоит отполированная до блеска деревянная скульптура: ее можно погладить по голове или колену - говорят, дарует здоровье.
Дзинья
Утренний рынок в городе Такаяма - один из крупнейших в Японии. Лишь аборигены, конечно, способны разобраться в том, что здесь продают. Пробираясь сквозь лабиринты запахов, мимо мешков сушеных креветок и бочонков слезоточивых соусов, жаровен с шашлычками и прилавков с розовобокими яблоками, умопомрачительными сладостями и перчеными крекерами, во-первых, чувствуешь себя героем мультфильма Миядзаки, во-вторых, уносишь с десяток трофеев: конфеты из сушеной хурмы, бутыли с соевым соусом и сливовым ликером, сову из кедрового дерева, свежий корень васаби и годовой запас разной лапши. А за тобой с лукавым прищуром наблюдает божок с молоточком аукциониста.
Итамаэ
Все рестораны в Японии имеют специализацию. Повара-итамаэ (шефы по суши) тратят на обучение много лет. Удивительно, но даже мастер, движения рук которого сродни технике виртуоза-музыканта, может оказаться недостаточно компетентным. Когда дело доходит до икры, появляется итамаэ высшего класса. Правда, за восхитительный гастрономический опыт придется расплачиваться: после Японии вы не захотите есть суши больше нигде в мире.
Кэнроку-Эн
Переводится как «парк шести достоинств»: шедевр ландшафтного мастерства грамотно сочетает свет и тень, обширные пространства и укромные уголки, красоты природные и рукотворные. Главные достопримечательности парка, ранее принадлежавшего замку Канадзавы, - каменный светильник тотоджи, Мост летящих гусей и живописные канатные шатры, защищающие кроны сосен от снега.
Кокородзукэ
«Плата за хлопоты» - единственный возможный вид чаевых в Японии. Оставив сумму большую, чем указана в счете,можно поставить официанта в затруднительное положение: он побежит за вами на улицу, чтобы вернуть излишек. Исключение - гостиницы-рёканы, где кокородзукэ платят сразу после заселения в номер, предвидя возможные хлопоты персонала. Сумма - около 5000 иен с человека (на семью довольно и 10 ООО иен). Но и это не обязательно: японцы очень рациональны.
Кабуки
Историческое здание, выделяющееся на фоне сверкающих небоскребов Гинзы,-театр Kabuku-za, открытый после очередной реконструкции: постройка 1889 года не раз страдала от огня и землетрясений, но ее всегда восстанавливали. Билеты следует заказать заранее. Представление обычно состоит из 4-5 пьес, идет 5-6 часов, так что любопытным иностранцам лучше брать билеты на один акт - их как раз можно достать в день представления. За отдельную плату дают наушники с англоязычным переводом.
Кобе
Портовый город на острове Хонсю, где почти 200 лет назад придумали технологию производства мраморной говядины, дал название этому типу мяса, действительно похожему на мрамор благодаря узору жировой прослойки. Стейк из говядины кобе тает во рту, как кусочек масла. А мясо, нарезанное тончайшими ломтиками, - основа традиционного блюда сябу-сябу. Не признавайтесь знакомым вегетарианцам, что вы ели мраморное мясо, - технология откорма не всем кажется гуманной.
Мацумото
Замок Мацумото в одноименном городе называют еще Замком Ворона - за черный цвет стен и боковые башни, похожие на распростертые крылья. Посещение музея требует недюжинной физической подготовки, зато дает представление о жизни японских аристократов конца XVI века: невероятно крутые лестницы, покои для созерцания луны, лазы между этажами, чтобы каждый уровень легко было забаррикадировать и оборонять. Благодаря близости к столице в старейшем в Японии замке всегда полно посетителей.
Моттаинай
Это слово (в переводе «расточительно») меньше всего относится к японцам. Например, они очень рациональны в еде и не заказывают больше, чем способны одолеть. Конечно, иностранцу простительно оставить еду на тарелке, но официант тут же упакует излишки и отдаст гостю. Отказываться невежливо. Продукты вообще не принято выбрасывать. К концу торгового дня на рынках можно получить фрукты или другой скоропортящийся товар за бесценок, а то и в подарок. Торговаться при этом не стоит. В общем, не будьте моттаинай.
Ниндзя
Храм Мёрюдзи в Канадзаве прозвали Ниндзя-дэра из-за секретов и ловушек. Положим, проваливающиеся полы, ведущие в никуда лестницы, ступени с лезвиями были знакомы и средневековой Европе. Но вот папирусные стенки, на которых враг виден, как в театре теней; прорези между татами, через которые находящийся в подполье воин мог копьем проткнуть злоумышленника, а также комната для харакири, которая не открывается изнутри, - это чистая Азия. В двухэтажном с виду здании на самом деле семь уровней. Экскурсии без гида запрещены, дошкольников и вовсе не пускают.
Одайба
Искусственный остров в Токийском зали¬ве похож на декорации к фильму, который инопланетяне могли бы снять про Землю: собственная статуя Свободы, грандиозный мост до материка и портовые краны, бего-вые дорожки и отели, в которых веселятся молодожены и их друзья в вечерних наря¬дах (даже за завтраком). Здесь же высится здание Кензо Тангэ с крутящимся глобусом. В общем, лучшее начало путешествия для тех, кто считает Японию другой планетой.
Онсен
Горячих источников на островах сотни, и это целый аттракцион: из купален открываются прекрасные виды, в садах при онсенах завязываются знакомства, в общих для мужчин и женщин помещениях отчаянно флиртуют. Чтобы прийти в себя после перелета, можно провести часа три-четыре в токийском онсене Ooedo: сделать массаж, косметические процедуры, пообедать и до-верить педикюр беззубым рыбкам.
Рёкан
Традиционная гостиница, в которой ходят босиком, парятся в бочке под открытым небом, спят на татами, едят мисо-суп на завтрак и запоминают значок на двери своей комнаты, потому что арабские цифры здесь не приняты. Всё это так нравиться самим японцам, что туристы вынуждены бронировать номера чуть ли не за полгода. Рёканы, как правило, стоят на источниках, а лучшими считаются те, откуда видны море, , горы и лес, - только такой пейзаж позволяет достичь полной внутренней гармонии.
Саке
В усадьбе Kametaya в Мацумото с 1885 года делают саке. Экскурсии проводит представительница пятого поколения владельцев: семья по-прежнему живет на ферме в обстановке позапрошлого века. Тут можно попробовать разные сорта саке и сразу же купить понравившиеся, взяв в придачу аутентичные рюмочки. В магазинчике есть и неожиданные вещи вроде рисового мыла, лучшая реклама которого - фарфоровой белизны личико хозяйки.
Сакура
Праздник ханами, когда вся страна приходит в движение, чтобы полюбоваться цветением вишни, обычно приходится на конец марта - начало апреля. Но бронирование билетов и отеля напоминает игру в рулетку: в 2013-м, например, вишня расцвела на неделю раньше ожидаемого срока, и глава метеобюро приносил официальные извинения гражданам и гостям страны.
Самурай
В Канадзаве, в самурайском квартале Нагамачи, за невысокими заборами скрываются дома, частично превращенные в сувенирные лавки, но кое-где сохранившие первозданный вид. Где можно увидеть главные покои, алтарь, а также доспехи и оружие. В комнатах весьма свежо - самураи были аскетичны. Потрясает воображение великолепный сад: возделывали его целых 300 лет, любоваться растениями можно бесконечно.
Сумимасен
Слово вежливости, означающее в зависимости от ситуации и «простите», и «позвольте», и «будьте любезны». Если вам вдруг удастся - что вряд ли - случайно толкнуть кого-то на улице, следует извиниться: «Сумимасен». А в ресторане вы можете заказать дополнительную порцию риса, просто показав официантке пустую чашку со словами: «Сумимасен, гохан».
Соба
Настоящую лапшу, например гречневую, кроме того что делают вручную, еще и едят холодной (так вкус ощущается лучше), а запивают гречневым же бульоном. Есть следует как можно громче, со свистом всасывая лапшу и причмокивая: так вы выразите благодарность поварам. Пройти мастер- класс по изготовлению лапши можно в музее Сиракава-го, а проверить на прочность свой кулинарный авантюризм - в лапшичной Kobayashie Мацумото.
Сябу-сябу
Отличная идея для ужина, когда все собираются вокруг общего котла - буквально - и окунают в кипящую воду сначала ломтики мраморного мяса (его нужно съедать с одним из трех соусов - оцените кунжутный), затем тофу, лапшу, пекинскую капусту и другие овощи, пока не получится наваристый суп. Из котла каждый вылавливает то, что нравится, и ест вместе с рисом. Туристам помогут официантки: удивительно, как им удается не сварить рукава кимоно?
Синкансен
Поезда-пули, развивающие скорость до 320 км/ч, делают путешествия по Японии, во- первых, удобными, а во-вторых, похожими на компьютерную игру: все, что проносится за окном, кажется плоской декорацией, пока поезд не притормаживает и мир снова не обретает объем. Синкансены - потрясающий транспорт: путь в 515 км между Токио и Осакой они преодолевают за 2,5 часа, а отправляются каждые 10 минут. Кстати, в Японии опозданием поезда считается задержка на одну минуту.
Таби
Носки с отделением для большого пальца - первое, чем следует обзавестись в Японии. Везде - в рёканах, ресторанах, музеях - придется снимать обувь, а босиком неуютно. Кое-где (в туалете при ресторане, например) предлагают гэта, которые невозможно надеть на обычный носок. Впрочем, в гостиницах вы найдете таби там же, где халат и прочие принадлежности.
Такешита
Пешеходная улица (идти лучше под горку) в районе Харадзюку - средоточие фриков и магазинов, где они выбирают одежду. Хоть наряды на манекенах безумны - ботфорты на шнуровке, корсеты, перья в волосах - покупатели в экзотичности им не уступают. Даже европейскую одежду японцы умудряются носить по своим невероятным правилам, вряд ли это можно повторить. Посередине улицы есть очень популярная блинная - в вагончике, как в Париже. А еще на Такешита, бывает, зазевавшийся турист может лишиться кошелька. Не зевайте.
Унаги
В заведениях, где подают угря, не готовят ничего другого. Унаги-бенто - это коробочка с рисом, на котором покоится нежнейший угорь. В ресторане Oedo в токийском районе Minami-Aoyama за крошечными столиками сидят, прижавшись локтями друг к другу, мужчины в деловых костюмах и палочками выуживают из коробочки все до последней рисинки. Это выглядит как сцена из фильма Такеши Китано. Умопомрачительно вкусно.
Фудзи
Вы удивитесь, но макушка Фудзи-сан находится в частном владении: от отметки 3350 м над уровнем моря до вершины (3776 м) земля принадлежит синтоистскому храму, что, правда, не мешает восходителям. Сезон открывается 1 июня и длится до начала сентября. На автобусе можно доехать до отметки 2400 м, откуда вверх идут четыре маршрута: в среднем на подъем уходит 4-7 часов, на спуск-от двух до пяти. Можно и за день управиться, но лучше переночевать в одном из приютов, чтобы встретить на Фудзи рассвет.
Фуросики
Универсальный отрез ткани, используемый в купальнях (им можно прикрыться, завернуть в него банные принадлежности, покрыть голову, если в источниках слишком жарко или холодно) и в прочих подходящих ситуациях. Правильно свернуть фуросики - целое искусство: не забудьте попросить шпаргалку, когда будете покупать эти цветастые лоскуты для сувениров. Дамы будут в восторге хотя бы потому, что это просто очень красивая ткань.
Ханамати
«Миром цветов и ив» - ханамати - назывались увеселительные кварталы, один из которых сохранился в Канадзаве: исторические фасады домов нынче охраняются государством. Загляните в чайный домик Kaikaro: днем здесь можно выпить чаю в обществе гейши по имени Ханако («Цветок»), поучиться искусству росписи веера или послушать игру на сямисэне. Вечерами хозяйки принимают гостей, как и прежде, лишь по личному знакомству или поручительству. Быть приглашенным - большая честь для японца и редкий шанс для туриста.
Цукидзи
Знаменитый рыбный рынок делится на внутренний (оптовый) и внешний, где в розницу торгуют морепродуктами и делают свежайшие суши. Чтобы попасть на аукцион, который начинается в пять утра, нужно заблаговременно прибыть к воротам оптового рынка: первые 100 туристов по-падут на торги. Вид рабочих, таскающих в полутьме тунцовые туши, кричащих покупателей, проносящихся со свистом погрузчиков внушает суеверный ужас. В обычное время шататься по оптовому рынку без дела не разрешено, а вот внешний рынок располагает к прогулкам и покупкам, правда, лавки закрываются ближе к полудню.
Якатабуне
Яката» - «крыша», «буне» - «лодка». Популярные у японской знати речные прогулки до сих пор не забыты: на таких плавсредствах отправляются смотреть фейерверки, любоваться пейзажами, путешествовать по озерам или по ночному Токийскому заливу. По пути вам предложат закуски или же якатабуне пришвартуется у чайного домика. Это традиционный и очень приятный отдых. При условии, конечно, что вы способны провести часа два, сидя на татами.
Полторы тысячи километров к югу от Токио - и вы совсем в другой Японии. Окинава - там, где проводят отпуска сами японцы и где тоже предстоит выучить новые слова.
Бутанику
От Окинавы по морю - что до Японии, что до Китая. Еще ближе - Тайвань. Соседские гастрономические традиции активно развивались на архипелаге, поэтому здесь с удовольствием едят свинину. Причем, как в Китае, в ход идет все, кроме звука «хрю». Деликатесами считаются сердце, уши, язык. Несмотря на холестериновую диету, у жителей Окинавы невероятно высокая продолжительность жизни - на 10 лет больше, чем в основной Японии. Потому что бутанику едят хоть и регулярно, но понемногу, с овощами и водорослями.
Исигаки
Пляжи этого острова считаются идеальными, и с наступлением купального сезона сюда съезжается пол-Японии. Лучшее - что можно сделать, - обследовать остров, взяв напрокат велосипед: имеется живописный маяк, самая южная в Японии обсерватория, куда можно записаться на вечерний сеанс наблюдения за звездами, залив Кабира с бирюзовыми водами и пенными барашками у рифа. Если захочется совсем дикой красоты, спланируйте пикник на необитаемом острове: час на катере - и обеспечено море удовольствия посреди океана.
Карате
Этот вид единоборства родился на Окинаве, которая до сих пор является столицей карате. В городе Наха есть Дворец боевых искусств, где проводятся международные соревнования. Интересно будет посетить мастер-класс в Тэнбусу. У путешественниц большим спросом пользуется часовой урок самообороны: превратить туристку в каратистку за 60 минут нельзя, но научить, как «обезвредить и убежать», можно. Не пропустите в Нахе магазин марки Shureido, выпускающей одежду и аксессуары для поклонников окинавского боевого искусства.
Киюра
Киюра - «кит». Миграция горбатых китов обычно приходится на январь-март и привлекает на морское сафари множество путешественников со всего мира, так что места на лодке нужно бронировать заранее (выбирайте судно побольше и порт поближе). Запаситесь терпением, едой, обувью на нескользящей подошве, еще терпением, таблетками от укачивания, снова терпением, непромокаемой курткой и биноклем.
И перестаньте фотографировать китовые хвосты - все равно не получится, просто смотрите и радуйтесь редкой встрече.
Чурауми
В этом океанариуме 77 аквариумов, главный из которых имеет обзорную панель 8,5 на 22,5 м. Представляете бассейн на четыре дорожки? Вот такое же по площади оргстекло позволяет разглядеть китовых акул, мант, черепах и десятки других обитателей. Взрослый билет стоит 1800 иен. За эти деньги здесь можно хоть целый день провести: разглядеть морских гадов, почесать нос дельфину, посмотреть фильм о 80 видах кораллов, а также послушать лекцию, из которой следует, что человек - вовсе не венец творения.