Грасс – «ароматная чаша» Прованса
Грасс считается одним из самых необычных и красивых городов Прованса.
Он расположен недалеко от моря, но не похож на прочие приморские города. В воздухе нет даже намека на запах соли и йода — лишь самые изысканные запахи в мире.
«Там не было мощного, возвышающегося над домами собора, а только пупырышек церковной колокольни. Не было доминирующей над пейзажем крепости. Не было какого-нибудь великолепного здания. Стены не казались неприступными, тут и там дома выпрастывались из-за оград и придавали этой картине слегка растрепанный вид. Город как будто не желал тщеславиться. Он владел большой ароматной чашей, благоухавшей у его ног, и, казалось, этим довольствовался. Этот одновременно невзрачный и самоуверенный городок назывался Грасс». Патрик Зюскинд, «Парфюмер».
Такой увидел парфюмерную столицу Европы герой романа Зюскинда — злой гений Гренуй, человек, создавший величайшие духи всех времен и народов.
В Грассе идеальный климат для цветов. Они растут в той самой «ароматной чаше» у подножия города: лаванда, роза, пачули… Когда приходит срок, урожай цветов собирают и отправляют на парфюмерные фабрики — в адские «плавильные» машины, сделанные по принципу самогонного аппарата.
И там из пяти тонн розы получается всего один килограмм эфирного масла.
Духи в Грассе делают уже почти 500 лет. В XVI веке в эти места переехали несколько семей итальянских перчаточников. Это они распространили во Франции моду пропитывать тонкую лайку всевозможными ароматическими маслами. Эти масла в огромном количестве и понадобились для ее производства. Спрос породил предложение. Так в Грассе научились делать лучшие в мире ароматы.
Делают их и сейчас. Так что если вы ищете необычные духи, нестандартные ароматы, интересный «парфюм», «честные» эссенции и натуральные цветочные масла и косметику на основе чистых продуктов — вам следует наведаться в лавки Грасса.
Поверьте: каждое из этих посещений будет сродни сеансу дорогой психотерапии — уже через несколько минут разглядывания флакончиков, баночек, тюбиков, брусочков «экологически чистого» мыла и сеточек, наполненных мелкими, но пронзительно-пахучими розовыми бутонами, вы почувствуете гармонию и тихую радость. Словом, настоящий душевный фэн-шуй.
Закрепить эти позитивные настроения следует, поучаствовав в одном из самых удачных на свете туристических «аттракционов» — создании собственных духов.
Дело в том, что в Грассе расположены фабрики знаменитых парфюмерных династий — Molinard (Молинар), Fragonard (Фрагонар) и Galimard (Галимар). Здесь делают практически все ароматные масла и эссенции, которые используются в производстве французских духов. Так вот, на фабрике Molinard можно с успехом «поиграть» в парфюмера и смешать собственный «авторский» аромат.
Сначала с вами проведут «краткий курс молодого парфюмера»: объяснят, что такое базовая нота, нота сердца и верхняя нота аромата и каким должно быть их соотношение. Затем пригласят за рабочий стол, уставленный пузырьками с маслами и эссенциями, дадут пустой флакон и час времени. Через час следует наполнить емкость духами, смешанными из девяти ароматов — по три в каждой ноте.
Что бы ни получилось в результате, ваше творение обязательно похвалят, поздравят с изобретением революционного запаха и выдадут сувенирный диплом почетного парфюмера. А на флакончик приклеят ярлык с названием духов.
Уникальную формулу придуманного вами аромата специалисты фабрики Molinard будут хранить в своих архивах. И когда смешанный лично вами флакон опустеет, они в кратчайшие сроки сделают новый. Строго следуя вашему рецепту. Именно в окрестностях Грасса сделаны знаменитые снимки прованских лавандовых полей с живописным вкраплением мака и подсолнуха. Роскошные пейзажи, достойные кисти Ван Гога.
Последний, кстати, немало времени провел в соседнем с Грассом Арле. Здесь он сошел с ума и лечился — к сожалению, безуспешно. Во время приступов безумному Винсенту помогал практикант больницы Арля, доктор Феликс Рей.
Ван Гог написал его портрет — по свидетельству очевидцев, вполне реалистичный (хотя портретное сходство никогда не было сильной стороной художника) — и вручил картину любимому врачу со словами благодарности. Но бодрячок Рей был человеком сугубо материальным и ничего не понимал в модернистской живописи. Картину он посчитал мазней сумасшедшего пациента, поэтому повесил ее в курятнике — прикрывать дыру в стене. По счастью, некий знаток искусства как-то раз навестил Феликса Рея и обнаружил этот кощунственный факт.
В 1918 году картина попала в коллекцию русского купца, знаменитого собирателя картин Сергея Ивановича Щукина. А в 1948 году вместе с другими шедеврами из шикарной коллекции Щукина («Пьеро и Арлекином» Сезанна, «Голубыми танцовщицами» Дега, «Танцем» Матисса, а также многочисленным «таитянским» Гогеном) перекочевала в музей им. Пушкина.
В «ароматной чаше» у подножия города «варятся» под южным солнцем ароматы лаванды, розы, пачули…