Генуя
История Генуи-это история мореплавания из её порта под флагами Генуэзской Республики уходили корабли во все уголки мира, на этой же набережной родился Христофор Колумб. В Лигурии, самом маленьком регионе Италии, столицей которого и является Генуя, действительно моря гораздо больше, чем земли.
ОДНА МОЯ ЗНАКОМАЯ ИТАЛЬЯНКА РОДОМ ИЗ ГЕНУИ как-то рассказала историю своей семьи. Ее прадедушка решил эмигрировать в Америку и вместе с семейством прибыл из «сухопутного» Венето в порт Генуи. Но в этот момент как раз разыгралась буря, так что прадедушка, никогда до того не видавший моря, наотрез отказался садиться на пароход.
Море в Генуе — именно такое, совсем не ласковое даже в лучшем из своих настроений. Лигурийское побережье, которое на западе провинции еще продолжает широкие эффектные променады Лазурного Берега к Генуе и дальше, вплоть до самой Тосканы, истончается, дичает и превращается в сплошные скалистые обрывы. Вода с грохотом обрушивается на гигантские валуны, рыбацкие деревушки изо всех сил цепляются за склоны. К некоторым возможно подобраться только пешком или на поезде, к другим (как Сан-Фруттуозо, недалеко от знаменитого курорта Портофино) — и вовсе только на лодке.
Долгие прогулки вдоль моря стали символом аристократического лигурийского отдыха. Сюда приезжают много ходить, карабкаться по крутым тропам, любоваться пейзажами, фотографировать, с аппетитом обедать в остериях.
В Лигурию не едут ради банального пляжного отдыха — волейбол на песке, бикини, пиво в знойный полдень; здесь и пляжей-то в общепринятом смысле слова практически нет. Если возле французской границы — там, где Сан-Ремо и так называемая Цветочная Ривьера, — еще более-менее, то дальше, от Генуи до Тосканы, вместо пляжей — вырубленные в скалах дорожки. Они тянутся на много километров, и именно долгие прогулки вдоль моря стали символом аристократического лигурийского отдыха. Сюда приезжают много ходить, карабкаться по крутым тропам, любоваться пейзажами, фотографировать, с аппетитом обедать в остериях. По мотивам всего этого местные гиды даже составили список «100 маршрутов для влюбленных», эпиграфом взяли слова Флобера, якобы от всего сердца произнесенные им здесь в 1845 году: «Как, должно быть, прекрасно любить в этих местах!»
«Еще недавно я ни за что не поверил бы, что меня будут привлекать даже камни улиц Генуи и я буду вспоминать об этом городе с восхищением как о месте, где провел много часов в спокойствии и счастье…» Чарльз Диккенс. «Итальянские зарисовки», 1843 год.
ПОЛУМЕСЯЦ ДЛЯ ВЛЮБЛЕННЫХ
Со свойственной им поэтичностью итальянцы называют Лигурию «полумесяцем между небом и морем» — узкая полоска земли действительно изогнута как серп. И Генуя, вторящая этой географии, — такой же удивительный город. Он начинается со знаменитой набережной, возле которой качается на воде старинный парусник и где можно посмотреть акул в самом большом в стране Аквариуме. Отсюда отходит в буквальном смысле слова один из самых старых «старых городов» в Италии: улочки такие узкие, так гулко и зловеще раздаются в них шаги, так мало проникает сюда солнечного света, что ощущение «не по себе» проникает под кожу, если вдруг оказываешься здесь сам по себе.
Здесь нет привычной итальянской милости, того уютного и «ухоженного» средневековья, скрашенного флюгерами, геранью и кошками в окнах, которое так умиляет туристов во многих старых городах. В Генуе чувствуется дыхание того мрачного порта, что был сердцем Генуэзской морской республики с 1100 по 1500 год, когда ее владения простирались от Гибралтара до Черного моря. Подобную харизму чувствуешь в редких городах в мире — но вот, например, еще в Лиссабоне, некогда такой же мощной морской империи.
За «чревом» старого города начинается Генуя светская; она умеет блеснуть дорогими витринами, мозаиками, фресками, скульптурами, царственными портиками — там течет по главным шопинг-артериям гламурная толпа.
В середине XVI века несколько аристократических семейств объединились в желании устроить новый «жилой квартал» и построили свои палаццо на небольшом отрезке земли за улицей Делла Маддалена. В результате появилась одна из самых элегантных (первым высказал это мнение еще фламандский художник Питер Пауль Рубенс) улиц Европы — она же Страда Нуова, она же виа Гарибальди. На небольшой улице — дюжина роскошных дворцов: некоторыми можно полюбоваться с фасада, другие увидеть со двора (массивные фонари в арках, великолепные чугунные решетки, ухоженные сады), а в третьи можно даже нанести визит — в них находятся музеи и кафе.
Генуя знаменита своими горными террасами. Это город бесконечных лестниц, фуникулеров, лифтов, крыши тоже активно используются в качестве площадок, и на них часто бывают разбиты сады.
Эта Генуя в определенном смысле напоминает огромный амфитеатр — расположенная на очень узком пространстве (в центральной, средневековой, части город можно пройти пешком насквозь, до самых подступающих гор, за час), террасами она неуклонно поднимается вверх. Это город бесконечных лестниц, фуникулеров, лифтов, крыши тоже активно используются в качестве площадок, и на них часто бывают разбиты сады.
Я живу здесь на улице XX Сентября — вполне возможно, самой шикарной и помпезной из всех, что видела в жизни: тротуары тут выложены мозаиками, своды фасадов поддерживают атланты и готические драконы, витрины сверкают. С другой стороны, более семейной атмосферы я тоже нигде не чувствовала. Пансионом в огромной старой квартире владеет опереточная красотка Розалия. Портье — ее бывший муж Марко, повар. По вечерам на кухне он готовит ужины для всей семьи: их дочери-студентки Сары (она иногда ночует тут же, мы болтаем за полночь, и к завтраку Сара выходит в пижаме), сына с беременной невестой, тети, кузена, самой Розалии и ее нового мужа. Я тут единственный постоялец — и Розалия, пекущаяся обо мне с материнской нежностью, приглашает на ужин и меня. А с утра зазывает на прогулки по окрестностям — в частности, в один прекрасный день мы идем на расположенный тут же, на улице XX Сентября, Восточный рынок, куда генуэзцы ходят за рыбой и цветами и где Розалия приобретает большую стеклянную банку лигурийских сардин, выложенных искусным узором.
ГДЕ ВОЗДУХ ПАХНЕТ МОРЕМ
Проехать чуть дальше от Восточного рынка — и черты города меняются до неузнаваемости.
В 30-е годы Муссолини решил, что Генуе не хватает размаха — но расширяться вглубь континента ей мешают горы, поэтому дуче решил присоединить к городу близлежащие рыбацкие поселки. В Лигурии у моря уже тогда не строили современных безликих зданий (именно поэтому здесь нет «массовых» курортов, а в том, что касается цен на недвижимость, она соперничает с Тосканой за звание самой дорогой итальянской провинции). Так что деревушки, ставшие «спальными районами» Генуи, и по сей день сохраняют свое простосердечное обаяние — в них на улицах рядом с автомобилями по-простому припар- кованы зачехленные лодки, дома красят по рыбацкой традиции в цвета оливок, увядшей розы и песка и народ приезжает из центра загорать на камнях с перерывами на поздний завтрак и обед с пастой al pesto у самой воды.
Но и здесь Генуя еще не заканчивается — город кажется поистине бесконечным. Поезд идет вдоль побережья, женский голос объявляет остановки. Я выхожу на Генуя Нерви.
Еще сонное солнце мягко, как через матовое стекло, светит сквозь облака, и оглушает с непривычки рокот разбивающейся о камни, в десяти метрах внизу, воды. Воздух пахнет морем, кипарисами и розами. Открывается кафе, и я присаживаюсь за столик, чтобы решить, в какую сторону идти. В самый разгар дня в сезон путь себе здесь нужно прокладывать чуть не локтями, а ранним утром в поле видимости всего пара человек на утренней пробежке, несколько с собаками и еще две мамаши катят коляски.
Аристократическая Генуя со своими старинными дворцами, храмами и музеями или оживленный город многочисленных улочек и переулков… Здесь есть что посмотреть, и поэтому лучше всего задержаться подольше.
Променад Анита Гарибальди — так называется эта дорожка вдоль моря — ведет вдоль берега мимо вилл, и парков, благоухающих хвоей и душистыми травами. Владельцы многих благородных вилл у моря великодушно распахивают свои ворота перед публикой: в их садах с озерами и розариями можно провести целый день (в Нерви это, например, виллы Серра, Гропалло и Гримальди). В некоторых — как опять же в Гримальди — можно к тому же увидеть частные художественные коллекции владельцев.
Если отправиться по этому променаду не в сторону центра, а в противоположную сторону, через некоторое время наконец удастся выйти за пределы городской черты. Впрочем, заметить разницу в пейзаже практически невозможно. Гуляя таким образом, можно пройти насквозь всю Лигурию, вплоть до самой Чинкве-Терре — так называется территория, где находятся пять труднодоступных средневековых городков. Они крепятся к скалистым террасам побережья, как ракушки к корпусу корабля. К четырем из них невозможно подобраться на машине, и машин в них потому просто нет.
Церкви, крепости и дома здесь частично состоят из камня, к которому архитекторы пристраивали все недостающее, создавая настоящий разноцветный монолит. Внутри него — клубки крутых лестниц, уставленных горшками с цикламенами, секретные ходы, низкие дверцы, через которые попадаешь в античные бары. Лимонные деревья на крышах, коты в окнах за приотворенными ставнями, узоры, выложенные ракушками. .. Совершенно особый микрокосм.
Впрочем, добраться сюда пешком от центра Генуи — настоящее трекинговое приключение. Я вот дошла только до Камольи, съела в остерии тающий во рту паштет из каракатицы и пасту с ракушками, прогулялась по старосветской набережной с каруселями и купальнями и после долгой прогулки села на поезд и за несколько минут вернулась обратно в город.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
Виа Гарибальди 1
Одна из главных улиц исторического центра города, известная своими роскошными дворцами генуэзской аристократии.
Площадь Феррари 2
Самая красивая и популярная площадь в городе, традиционное место проведения всех культурных мероприятий, концертов и театральных постановок.
Капелла Святого Иакова 3
В наши дни посетители могут увидеть здесь II огромных полотен, написанных художниками Аурелио Ломи.Джамбат- тистом Карлоне, Орацио де Феррари и Доменико Пиола, на которых представлены сцены из жизни святого Иакова.
Иезуитская церковь Святых Амвросия и Андрея 4
Настоящее произведение искусства — не только архитектурного, но и изобразительного, скульптурного, резного и интерьерного.
Палаццо Бьянко 5
Одна из лучших художественных галерей в Европе. Здесь хранятся картины голландских и итальянских художников, в том числе Караваджо, Веронезе, Йоса ван Клеве, Яна Провоста
Палаццо Pocco 6
Фасад этого величественного здания выполнен из красного камня и украшен оригинальными львиными масками. Те, кто интересуется живописью, обязательно посещают его.
Базилика делла Сантиссима Аннунциата дель Вастато 7
В убранстве кафедрального собора воплощено все великолепие стиля барокко XVII века. Над входом у центрального нефа расположена картина «Тайная вечеря» Джулио Чезаре Прокаччини.
Собор Сан-Лоренцо 8
Здесь хранятся мощи Иоанна Крестителя, голубое блюдо «Сарко Катино» и Святой Гоааль — кубок, из которого, согласно легенде, пил Иисус Христос на Тайной вечере.
Сан-Донато 9
Самая прекрасная из многочисленных старинных церквей в Генуе датируется XII веком и выполнена в романском стиле.
Ботанические сады 10
Сегодня здесь, на площади в один гектар, содержатся 300 разновидностей экзотических растений и деревьев.
Паркдель Аквасола 11
Превосходное место для прогулок.
Аквариум 12
Самое крупное подобное сооружение в Европе расположено в городской пешеходной зоне Porto Antico
Парк делла Виллетта Ди Негро 13
Поднявшись на один из парковых холмов, можно полюбоваться видами города.
Национальная галерея во дворце Спинола14
Здесь представлена коллекция произведений итальянского и фламандского искусства эпохи Возрождения, которые отлично сочетаются с удивительной архитектурой дворца.
{gallery}genoa::::2{/gallery}