Варшава ввела принудительное управление активами "Газпрома" в Польше
"Во внесенной в санкционный список фирме, принадлежащей ПАО "Газпром", решением министра развития и технологий Вальдемара Буды было введено временное принудительное управление", — говорится в сообщении.
Уточняется, что решение затронет все акции, принадлежащие "Газпрому" в системе транзитных газопроводов компании EuRoPol GAZ. По мнению Варшавы, это позволит обеспечить "безопасность критически важной инфраструктуры" страны.
"Конституция не позволяет нам экспроприацию, поэтому мы совместно с Министерством внутренних дел и администрации ввели временное управление имуществом", — уточнил Буда.
"Газпрому" и польской PGNiG принадлежит по 48 процентов предприятия EuRoPol GAZ, которое является оператором польского участка газопровода "Ямал — Европа".
Этот трубопровод ранее был одним из основных, но балансирующих для "Газпрома" маршрутов, который использовался для поставок газа через Белоруссию и Польшу в Германию. Газопровод протяженностью более двух тысяч километров проходит по территории четырех стран — России, Белоруссии, Польши и Германии — и может прокачивать до 33 миллиардов кубометров топлива в год.
В апреле Варшава внесла "Газпром" в санкционный список, заблокировав для компании возможность осуществлять права по акциям и другим ценным бумагам EuRoPol GAZ и получать дивиденды.
В ответ Москва в мае ввела ограничительные меры против EuRoPol GAZ. С тех пор "Газпрому" запрещено пользоваться польской частью магистрали для поставок газа, а труба работает только в реверсном направлении, то есть уже участники европейского рынка подают по нему газ из Германии в Польшу.
По газопроводу "Ямал — Европа" Польша получала из России около десяти миллионов кубометров газа в год. "Газпром" 27 апреля приостановил экспорт газа польской PGNiG, а также болгарской "Булгаргаз" из-за неоплаты поставок по новой схеме в рублях.
Как подчеркивал президент России Владимир Путин, европейцы проиграли в ситуации с газопроводом "Ямал — Европа". По словам российского лидера, Брюссель пытался приобрести газ на более выгодных условиях, но добился лишь уменьшения объема голубого топлива на рынке и увеличения цен.