Умер Андрей Мягков
Актер театра и кино, режиссер, народный артист РСФСР Андрей Васильевич Мягков родился 8 июля 1938 года в Санкт-Петербурге.
Окончил химико-технологический институт, в одном из любительских спектаклей его заметил педагог Школы-студии МХАТ. В 1965 году он получил диплом этого учебного заведения и стал актером театра "Современник". В 1977 году перешел во МХАТ.
Большая популярность пришла к актеру после выхода фильма Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром" в 1975 году. Мягков запомнился зрителям и ролью Новосельцева в комедии Рязанова "Служебный роман" (1977).
Среди последних работ Мягкова в кино — роль Царя в "Сказе про Федота-Стрельца" (2001 год) Сергея Овчарова, главные роли в фильмах "32-е декабря" и другие. Он сыграл и в "Ирония судьбы. Продолжение" Тимура Бекмамбетова, а также в сериале "Туман рассеивается" Евгения Герасимова.
Образ Андрея Мягкова был не просто мил отечественному зрителю — он был ему стопроцентно органичен. Мягков вывел на экран образ советского бытового лирика: лучшую сторону любого жителя одной шестой части суши, пленника тридцати трех квадратных метров, но вмещающего в себя бескрайний, неисчерпаемый внутренний мир.
Практически с первых появлений Мягкова на киноэкране стало понятно, что лучшего исполнителя роли нового романтика просто не найти. Уже в "Похождениях зубного врача" Элема Климова возник его доктор Чесноков — молодой врач, одержимый чистыми и яркими помыслами, чудесный добряк-волшебник. В нем легко было усмотреть как восхищение поколением шестидесятников, так и острую пародию на советскую действительность.
Невероятная фактура Андрея Мягкова сыграла ему на руку: этот беззащитный взгляд, тихий голос и совершенно потрясающее обаяние сделали его любимцем всей страны. Конечно, настоящую славу принес ему Эльдар Рязанов, у которого Андрей Васильевич сыграл, вероятно, свои лучшие кинороли. Рязанов с Мягковым отлично понимали друг друга, и при этом режиссер видел все возможности артиста, давая ему пространство для экспериментов. Отсюда и долгое сотрудничество, и целая галерея по-настоящему сильных, да что уж там! — великих образов.
С точки зрения нашего современника герои Андрея Мягкова откровенные слабаки. Ну, действительно, вот Женя Лукашин, по сути, сам ничего не решает. Лишь становится участником головокружительных обстоятельств, которые все-таки худо-бедно использует себе на пользу. Но это было невероятно точное попадание в мечту любого советского человека.
В самом деле, какой мужчина не хотел бы оказаться на месте Лукашина: ничего не делать, просто выпить с друзьями в бане, а потом – бац! – и получить 31 декабря встречу с самой Барбарой Брыльской. Да и одиноким женщинам почему бы не помечтать о чуде под Новый год — хмельном, но интеллигентном и милом холостяке с внешностью Андрея Мягкова. Который еще и про тетю задорно споет.
Но играть добрых советских недотеп означало стать приверженцем одной маски, и Эльдар Рязанов идет Мягкову навстречу. Роль Хвостова в "Гараже" стала по-своему вызовом для артиста. Рязанов лишил Мягкова голоса, его Хвостов все делает на экспрессивной пластике, он охрип, потерял возможность говорить и лишь в самом конце фильма способен просипеть несколько фраз. Но вот это резкое, почти истерическое действие Мягков отыгрывает блестяще. Его Хвостов не просто оголтелый правдоруб, а человек принципа и одновременно человек действия.
Его Карандышев в "Жестоком романсе" — сродни предыдущим ролям у Эльдара Рязанова. Но это Женя Лукашин, доведенный до крайней степени отчаяния, наделенный страстью Хвостова, загнанный в угол собственной ревности. Человек, которому безумие заволокло глаза, — такого Карандышева ни на отечественной сцене, ни в кинематографе пока не было, обычно этого персонажа изображали как откровенного безумца. Мягков же показал всю глубину падения и духовной борьбы своего героя. Вот именно за это разнообразие чувств, за фактурность и объем любой роли мы и любили, и ценили Андрея Васильевича.
У него почти не было отрицательных ролей, разве что в театре неожиданно прорывался в ярких, драматических образах. Ну кто еще мог сыграть в "Чайке" и Треплева, и Тригорина? А Олег Ефремов в разные годы вывел на мхатовскую сцену Мягкова в обеих ролях — и это исполнение оказывалось стопроцентно органичным.
Одной из его последних сценических удач стал Бессеменов в горьковских "Мещанах" в постановке Кирилла Серебренникова. И вот в эту роль Андрей Мягков добавил некоей инфернальности, неожиданной внутренней силы, создав персонаж не то чтобы непривлекательный, а даже несколько зловещий. Горьковский сюжет, казавшийся слегка архаичным, был осовременен режиссером — и Мягков идеально сумел вписаться в выстроенный Серебренниковым сценический мир, демонстрируя зрителю еще одну грань своего яркого таланта.
Уход Андрея Васильевича для многих очень личная потеря. Его герои — открытые, искренние, принципиальные. Им невероятно везло, ибо они несли добро. Они смотрели на мир светлыми глазами, мудро улыбаясь нам с экрана.
Теперь эта улыбка стала частью вечности, но в сердцах зрителей она будет сиять всегда. Андрей Мягков показал нам нас такими, какими мы очень хотели бы быть, но у нас не всегда получалось.
А у него получалось всегда.