Отто Шмидт. Гибель «Челюскина»
В экспедицию на корабле «Челюскин» отправлялись, словно на увеселительную прогулку. Но эта прогулка обернулась трехмесячной робинзонадой среди бескрайнего ледяного поля.
«Челюскин» дрейфовал во льдах несколько месяцев. Катастрофа произошла тогда, когда до чистой воды оставалось уже совсем небольшое расстояние.
ЖИЗНЬ НА ЛЬДИНЕ
Страшный грохот заставил весь экипаж «Челюскина» выбежать из кают. Эту минуту они помнили до конца своих дней: на левый борт судна наступала гигантская ледяная гора. Корабль был обречен — это было ясно каждому. Вопрос был только в том, когда именно он пойдет ко дну. Это могло произойти как через пятнадцать минут, так и через несколько часов. Команда бросилась разгружать судно. Все понимали: их дальнейшая судьба зависит от того, сколько продовольствия, топлива, одежды и строительных материалов они успеют спасти. Работа продолжалась практически до последнего — нос «Челюскина» уже почти ушел под воду, когда начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт отдал приказ: «Всем немедленно оставить судно». Дальше все было как во сне: вот радист Эрнст Кренкель рубит провода передатчика (отсоединять их не было времени), вот с высоко задравшейся кормы прыгает сам Шмидт, вот, неловко поскользнувшись, падает завхоз Боря Могилевич, а еще секунду спустя над ним и «Челюскиным» смыкается лед. Все было кончено. Вскоре Кренкель уже отбивал радиограмму: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов».
Экипаж
«Челюскин» отправился в плавание 2 августа 1933 года. Экспедиция должна была пройти Северным морским путем от Мурманска до Владивостока. По дороге корабль планировал зайти на остров Врангеля, чтобы забросить туда группу полярников-зимовщиков. Всего на судне оказалось 104 человека — матросы, научные работники, рабочие, летчики (на борту «Челюскина» имелся маленький гидроплан) и даже журналисты. Самой маленькой пассажирке едва исполнился годик: полярник Петр Буйко, назначенный начальником станции на острове Врангеля, взял с собой жену и дочку. Всего через несколько часов после того, как корабль вышел из мурманского порта, в трюме обнаружили еще и «зайца» — бредившего Севером парнишку по имени Алексей. Его мечтам об участии в экспедиции не суждено было сбыться, на первом же встречном судне неудавшегося путешественника отправили домой. Впрочем, на «Челюскине» остался еще один «безбилетный пассажир». О нем до поры до времени знали только двое: геодезист Василий Васильев и его жена. Дело было в том, что Дора Васильева ждала ребенка. Устраиваясь в штат экспедиции, Васильев об этом умолчал. Брать с собой жен полярникам не возбранялось, но беременность могла сорвать все планы.
С самого утра в лагере кипела работа, печки-«буржуйки» делали из пустых бочек, лед под лагерем мог треснуть в любую минуту, женщин и детей эвакуировали первыми.
Девочка появилась на свет спустя два месяца. Вместо загса ее появление на свет зарегистрировали в судовом журнале. Сделанная капитаном запись гласила: «31 августа. 5 час. 30 м. у супругов Васильевых родился ребенок, девочка. Счислимая широта 75°46’51” сев., долгота 9Г06’ вост., глубина моря 52 метра». Имя малышке выбирали всем экипажем. После долгих споров решение было принято: раз корабль плывет по Карскому морю, то и назвать новорожденную надо Кариной. Так «челюскинцев» стало 105.
ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ после того, как «Челюскин» вышел из мурманского порта, в трюме обнаружили «зайца» — бредившего Севером парнишку по имени Алексей.
После катастрофы
На льду их снова оказалось 104, и благодаря железной дисциплине, которую умело поддерживал среди своих подчиненных Шмидт, Могилевич так и остался единственной жертвой трагедии «Челюскина». Первым делом Шмидт осадил бывалых полярников, которые начали поговаривать о том, что самый простой путь к спасению — это отправиться по льдам в пеший поход к побережью. В самом деле, такой вариант казался заманчивым, ведь до берега здесь было всего 150 морских миль, то есть чуть меньше трехсот километров. Но среди состава экспедиции были не только опытные путешественники. Рисковать было нельзя, и Шмидт принял решение: все остаются на месте и ждут, пока с Большой земли придет помощь. «Если кто-либо самовольно покинет лагерь, учтите, я лично буду стрелять!» — предупредил всех начальник экспедиции.
Сколько времени займет подготовка спасательной экспедиции, было неизвестно, так что челюскинцам пришлось всерьез взяться за налаживание быта. Палаток на всех не хватало, так что из спасенных с корабля строительных досок построили жилой барак. Рядом с ним поставили камбуз с самодельной печкой из двух бочек и медного котла. С помощью этого устройства, которое в лагере называли «союзом суповарки и водогрейки», кок «Челюскина» ухитрялся даже печь хлеб.
ЭВАКУАЦИЮ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ провели вовремя — на следующий день произошло очередное сжатие льдов. Трещина, образовавшаяся прямо под бараком, разорвала его пополам.
Упадочнические настроения во время зимовок возникают в основном от безделья — это Шмидт понимал прекрасно. Поэтому он старался спланировать день так, чтобы у челюскинцев не было ни одной свободной минуты. Самыми первыми — в шесть часов утра — вставали радисты. Чуть позже наступало время общего подъема. Сразу после пробуждения надо было браться за работу. Ученые продолжали научные наблюдения (в лагере развернули метеостанцию), радисты поддерживали постоянную связь с Большой землей, а журналисты (при помощи практически всех участников экспедиции) выпускали стенную газету с гордым названием «Не сдадимся». Еще надо было строить аэродром — помощи ожидали с воздуха. Для этого требовалась гладкая площадка размером примерно 150 на 600 метров. Такие площадки находили, расчищали, потом происходила подвижка льдов, на месте гладкой посадочной полосы оказывалась вздыбленная каша, и надо было немедленно искать и расчищать новую площадку. Каждый день дежурная команда челюскинцев отправлялась на текущий «аэродром», чтобы поддерживать его в рабочем состоянии. Лагерь должен был быть готов принять спасительные самолеты в любой момент.
В полдень садились за обед, он, как правило, состоял из одного блюда. Кроме этого каждому полагался сухой паек на день: сгущенное молоко, консервы, чай, сахар и 150 граммов галет.
Гибель «Челюскина» сделала Отто Шмидта едва ли не самым известным человеком в СССР.
В свободное время челюскинцы катались на лыжах, играли в футбол, домино и преферанс, читали вслух. В лагере было четыре книги, каждую из которых все они, кажется, выучили наизусть: томик поэм Пушкина, «Пан» Гамсуна, третий том шолоховского «Тихого Дона» и «Песнь о Гайавате» Лонгфелло. Любители пения собрали хор. Участник экспедиции, художник Федор Решетников вспоминал: «Утром иногда встанешь и слышишь: «Не спи, вставай, кудрявая…» Лицо все в инее, но народ быстро подбодрится, встанет, завтракает и идет на работу». Помимо собственного пения слушали Жозефину Бейкер и Марлен Дитрих — одному из участников экспедиции удалось спасти свой заграничный патефон и две пластинки (за это он, кстати, получил суровый выговор по партийной линии — прежде всего надо было спасать имущество экспедиции, а не личные вещи).
Каждый вечер в бараке проходили общие собрания. Шмидт рассказывал о том, что делают на Большой земле для их спасения, передавал свежие новости. Потом обсуждались каждодневные дела лагеря. После того как с заботами было покончено, начиналось время учебы. Ежедневно Шмидт читал своим подчиненным лекции на самые разные темы, от диалектического материализма до океанологии.
Спасение
То событие, ради которого день за днем, снова и снова среди льдов расчищали аэродром, произошло пятого марта. С базы в Уэллене была получена срочная радиограмма: в лагерь челюскинцев летит Ляпидевский на самолете АНТ-4. Список тех, кого отправят на Большую землю в первую очередь, в лагере подготовили уже давно, так что лишних волнений по этому поводу не было. Ихтиолог Анна Сушкина вспоминала: «Мы возили снег для обкладки барака, когда прибежали с криком: — Женщины, на аэродром, самолет вылетел полчаса назад! Кто назначен на аэродром, собирайтесь! Мигом побросали работу. Сборов немного, все вещи уже на аэродроме. Сбросила спецовку, переобулась. Дорожка твердая, утоптанная. Она уже подходила к концу, оставалось пройти меньше километра.
Но вдруг передние резко останавливаются, бегут в сторону, растерянно глядя кругом. Подбегаем — и что же? Дорогу нам преградило большое разводье метров 20-25 в шири ну и несколько километров в длину! Ни перейти, ни обойти — а самолет уже над нашими головами… Лихорадочно ищем способы переправы. Нашли шлюпку- ледянку, мигом устроили плавучий мост, перебрались на тот берег и побежали к аэродрому. Передали на самолет детишек, матери начали карабкаться за ними… Но вот разместились.
Во внутреннюю кабинку поместили детей, матерей и более слабых; четверо, в том числе и я, поместились в открытых люках хвоста машины. Мы сидели спиной к движению, иначе можно было отморозить лицо, ветер прохватывал меховую шкуру, как какое-нибудь летнее пальтишко».
Эвакуацию женщин и детей провели вовремя — на следующий день произошло очередное сжатие льдов. Трещина, образовавшаяся прямо под бараком, разорвала его пополам. Ситуация становилась критической, но челюскинцы продолжали терпеливо ждать. 17 марта из Николаевска-на-Амуре на помощь челюскинцам вылетели три самолета. За их штурвалами сидели В.Л. Галышев, М.В. Водопьянов и И.В Доронин. 21 марта стартовал каманинский отряд — Н.П. Каманин, B.C. Молоков, Б.А. Пивенштейн, Б.В. Бастанжиев, И.М. Демиров.
28 марта с Аляски вылетели М.Т. Слепнев и С.А. Леваневский. Но добраться до Уэллена удалось не всем. Из-за сильного снегопада разбил свой самолет Леваневский, потерпели аварии Бастанжиев, Галышев и Демиров. Только седьмого апреля в небе над лагерем снова появились самолеты. Их было три: «Флейстер» Слепнева, Р-5 Каманина и Р-5 Молокова. Эта троица и спасла всех оставшихся челюскинцев. Чтобы не терять времени, пассажиров сажали даже в парашютные контейнеры, расположенные под крыльями самолетов. Начальник экспедиции собирался покинуть льдину последним, но в итоге его, заболевшего тяжелым двусторонним воспалением легких, вывезли 11 апреля. Впрочем, он совсем ненадолго опередил своих товарищей: уже через два дня спасательная операция была, наконец, закончена. Челюскинцев и освободивших их из ледяного плена летчиков ждала триумфальная встреча в Москве, всемирная слава, высокие награды и воспоминания о пережитом.
До Москвы челюскинцы добрались только 19 июня 1934 года. Встречать героев – полярников на улицы столицы вышли сотни тысяч людей.