Империя моды Сосо CHANEL - №1
Коко Шанель — женщина, создавшая одну из крупнейших модных империй и добившаяся того, что ее имя и сегодня известно всему человечеству, причем даже той его части, что весьма далека от мира моды.
ЕСТЬ МОДНЫЕ МАРКИ, чьи названия мы связываем исключительно с безупречным классическим стилем, автоматически переводя их в разряд строгих и консервативных компаний, которым чужды авангардные решения — удел смелых молодых дизайнеров-одиночек, за плечами которых нет долгой и бережно хранимой истории. Но это далеко не так! Во-первых, многим «хрестоматийным» маркам не так уж и много лет. Во-вторых, некоторые из них начинали как раз с авангарда. Один из ярких примеров — модный дом Chanel. Своим открытием в 1915 году он произвел революцию, аналога которой в современном модном мире, пожалуй, просто невозможно найти. Естественно, у этого переворота был идеолог и организатор — 32-летняя Коко Шанель.
Создательница одного из самых роскошных модных домов, вещи с логотипом которого стоят внушительных денег, родилась 19 августа 1883 года в очень бедной семье. Ее отец, Альбер Шанель, был ярмарочным торговцем, а мать, Жанн Дэволь, — его преданной помощницей. Но дело не приносило денег, достаточных для существования семьи из семи человек. При рождении девочке дали имя Габриэль Бонор, Коко она стала гораздо позже. Мать Габриэль умерла, когда той было 12 лет, и отец отдал будущую знаменитость и ее сестер в приют. В 18 лет Габриэль покинула приют, сменив его на стены монастыря в городке Обазин, где она какое-то время обучалась рукоделию вместе со своей тетей-ровесницей Адриен, которая была полна идей и отчаянного стремления вырваться в большой мир. В 1903 году барышни покинули монастырь, устроившись на работу белошвейками в городе Мулен. Высокое качество работы, изящество исполнения и изобретательность довольно быстро обеспечили молодой Шанель популярность. Но Габриэль хотела большего, и в 1908 году она переехала к дяде в курортный городок Виши. Здесь Габриэль попробовала себя на сцене, выступая в кафе-шантане. Именно благодаря ему девушка получила прозвище, которое потом вытеснило ее настоящее имя — она исполняла песенку «Qui qua vu Coco sur le Trocadero?» («Кто видел Коко на Трокадеро?»), — и после первых же выступлений ее стали называть Коко. Тронула Коко и сердце офицера Этьена Бальсана — богатого молодого человека из семьи известных промышленников. Он как раз выходил в отставку и собирался перебраться в собственное имение Руайо в Компьене, чтобы полностью посвятить себя своей страсти — лошадям. Однако их отношения были недолгими. Шанель была слишком амбициозна, независима и талантлива, чтобы довольствоваться банальной ролью чьей- то дамы сердца. Тогда-то у нее и проявились характер, чувство стиля и изобретательность. Не желая походить на окружающих красоток, разряженных в рюши и кружева, она начинает использовать детали жокейского костюма, носить галифе. Коко шьет себе элегантные наряды подчеркнуто простых форм без декоративных отделок, присущих моде первого десятилетия XX века, и делает скромные шляпки. Естественно, такая дерзость не могла остаться незамеченной: Шанель стали подражать, ей начали делать заказы..
Этот год стал переломным для Коко, он дал ей уверенность в собственных силах и подарил встречу с Артуром Боем Кейпелом — союзником во всех ее начинаниях и самой большой любовью ее жизни. Они познакомились в Руайо: Кейпел — англичанин, наследник крупного промышленного капитала и, как говорили, непризнанный сын одного из знаменитых банкиров Перейре, был страстным игроком в поло. В 1909 году Коко переезжает в Париж и открывает там свою первую шляпную мастерскую. Из-за отсутствия лицензии и начального капитала Коко не может сама производить шляпки, поэтому она скупает в магазинах головные уборы удачных форм, сдирает с них вульгарный декор, украшает крупными лаконичными деталями и перепродает. Шляпки от Шанель имеют успех, и она призывает на помощь ту самую тетю Адриен, вместе с которой училась рукоделию в монастыре, а заодно с ней и младшую сестру Антуанетту. Только в 1910 году Коко удается открыть настоящий шляпный салон в доме 31 на улице Камбон, который получает название Chanel Modes. В этом ей помог ее возлюбленный, Артур Бой Кейпел, который купил Шанель патент, необходимый для начала собственного шляпного производства, а также дал необходимый стартовый капитал. На этом моменте хочется особенно задержаться. Дело в том, что порой жизнь Шанель представляют как ряд бурных романов с богатыми мужчинами, которые дарили ей подарки и обеспечивали ее, тем самым превращая саму Коко хоть и в безусловно талантливую, но экономически зависимую женщину, что, конечно, полный абсурд. Разумеется, отрицать состоятельность ее возлюбленных было бы просто странно, но Шанель не нуждалась в том, чтобы за нее платили. Те деньги, которые Артур Кейпел дал на открытие дела, она вернула ему сполна. Более того, выплачивая этот кредит в течение 8 лет, Коко параллельно успешно развивала свой бизнес. Наблюдательность, острый практичный ум и отличная деловая хватка — вот три кита, на которых Шанель возвела фундамент своей будущей империи. Она была достаточно рассудительной для того, чтобы начать внедрять свои передовые идеи не в Париже, где высокая конкуренция и светский образ жизни не дали бы развиться делу дальше частного салона с постоянной, но весьма ограниченной по числу клиентурой, или со временем вовсе задушили бы его. Увлеченная спортом и ратующая за освобождение женского тела из пут корсета и прочих неудобств, она прекрасно поняла, что ее элегантный, но практичный стиль придется по душе < в первую очередь женщинам, много времени проводящим на свежем воздухе и ведущим активный образ жизни, — состоятельным постоялицам престижных курортов. Именно поэтому в 1913 году свой первый шляпный бутик Шанель ; открывает в любимом аристократией Довиле.
Так, вывеска Gabrielle Chanel появляется между двумя самыми посещаемыми местами этого города — казино и гостиницей «Нормандия».
Кстати, еще в 1910 году Коко также поняла, что продавать новые идеи и передовые образы лучше, подписывая их в современной стилистике, поэтому она убрала из своей фамилии Chasnel старофранцузское «s», получив актуальное Chanel. В связи с начавшейся в 1914 году Первой мировой войной многие аристократы перебираются из Парижа на более спокойные морские курорты. Шанель не упускает свой шанс: в 1915 году она открывает в Биарице второй шляпный бутик, а также первый швейный дом под собственным именем. Еще одно обстоятельство, которым предприимчивая Коко не преминула воспользоваться, — выгодная покупка у Жака Родье крупной партии джерси — ткани, которую прежде использовали только для пошива мужского белья. Говорят, что торговец, который впоследствии стал поставщиком тканей для коллекций «готового платья» и благодаря опыту сотрудничества с Коко стал работать с модными домами Поля Пуаре и Кристиана Диора, честно предупредил мадемуазель Шанель, что ткань, которую она собиралась купить, ни на что не годится — стоит колом и совершенно не пригодна для драпировки. Тем не менее партия была приобретена. После пары неудачных опытов Коко убедилась, что Родье был прав: посадить ткань по фигуре не представлялось возможным. Тогда она поступила просто: отказалась в своих моделях от линии талии. Она была не первой: тот же Поль Пуаре сделал это несколькими годами раньше, но в более изысканной манере и в роскошных тканях. Так что неожиданные модели Шанель из простого джерси выглядели как нечто совсем новое и непривычное.
Предприимчивость Коко не знала границ: для популяризации своего стиля и ателье она в 1916 году начинает настоящую рекламную кампанию в Довиле. Одевшись с сестрой Антуанеттой в модели собственного производства, они целыми днями прогуливались по променаду, привлекая внимание отдыхающих дам простыми силуэтами своих костюмов и платьев. Вскоре эти наряды начинают пользоваться спросом. К тому же из-за продолжающейся войны в среде французской аристократии начинается настоящий дефицит прислуги, а наряды Шанель дамы могут надевать самостоятельно, без посторонней помощи. С каждым днем клиенток становится все больше, и в 1918 году Коко начинает создание модного дома Chanel. Момент весьма подходящий: близится конец Первой мировой войны, Шанель полностью возвращает кредит Артуру Кейпелу, ее имя уже знают и узнают, а заказов так много, что Коко заводит постоянный штат, состоящий из 300 работниц. Но в то время как дела идут в гору, в личной жизни Шанель не все так радостно. По статусу Артуру, с которым они были все эти годы вместе, полагалось вступить в брак, но взгляды семьи Кейпела и консервативного английского общества не позволяли Шанель занять место его супруги. В итоге было принято решение: не порывая окончательно с Коко, Артур женится на английской аристократке. Шанель соглашается на эти условия, закрепляя за собой еще одно имя-нрозвище — Мадемуазель. Однако в таком мучительном формате эти отношения продлятся недолго: 24 декабря 1919 года Артур погибает на пути в Канны. Спустя 50 лет Шанель скажет об этой трагедии: «Потеряв Артура, я потеряла все». А тогда единственным спасением великой Мадемуазель стала работа. Звучит жестоко, но благодаря этому краху Дом Chanel стал таким, каким мы его знаем. Именно в год, последовавший за трагедией, Шанель окончательно укрепляет свою империю, чтобы затем расширить ее границы. В 1921 году она покупает еще несколько помещений на улице Камбон, где модный дом расположен и поныне, покупает в Нормандии несколько фабрик по производству тканей и запускает фирменный аромат Chanel № 5. Легендарные духи, ставшие иконой века, созданы парфюмером Эрнестом Бо, с которым Коко познакомил двоюродный брат Николая II великий князь Дмитрий Павлович.
Чуть позже Шанель начинает выпуск бижутерии под своей маркой, а также создает знаменитые костюмы из английского твида. В то время Коко активно общается с людьми искусства: в 1924 году придумывает костюмы для постановки «Голубого экспресса» по пьесе Жана Кокто, всячески помогает Сергею Дягилеву, давая деньги на очередные проекты, на два года предоставляет Игорю Стравинскому и его семье свой особняк в местечке Гарш. Дружит с Полем Ирибом — художником, декоратором и дизайнером мебели, невестой которого, кстати, она станет впоследствии.В 1926 году на свет появляется очередное легендарное детище Мадемуазель — сшитое из крепа маленькое черное платье. Тем самым Шанель делает повседневным цвет, который до этого считался исключительно траурным атрибутом. Злые языки говорили, что Коко решила одеть в траур всех женщин, так как не могла носить его сама (имелось в виду, что она не могла позволить себе носить траур по Артуру Кейпелу, не будучи его законной супругой). При всей смелости поступков Шанель эта версия кажется весьма фантастической. Скорее Коко просто делала то, что делала всегда, — ломала годами устоявшиеся стереотипы, заставляя окружающих восхищаться ее находками и с удовольствием носить то, что раньше они бы сочли непристойным. Так было, когда Шанель обрядила дам в ткань, предназначенную для мужского белья, ввела моду на поддельный жемчуг, сделала одним из символов Дома Chanel брошь в виде камелии — цветка, ранее считавшегося отличительным знаком куртизанок, создала флакон для женских духов, в который до нее решились бы налить только мужской одеколон, и одела женщин в брюки! В 1932 году Коко предпринимает очередной нестандартный ход. В разгар мирового экономического кризиса она создает великолепную коллекцию ювелирных украшений из бриллиантов и платины. Кстати, над фантазийной бижутерией Chanel в конце 20-х — начале 30-х годов работает и Поль Ириб, примерно в это же время начинается и их роман с Коко, который должен был завершиться свадьбой, но в 1935 году Ириб внезапно умирает, и великая Мадемуазель опять остается одна, наедине с работой. В результате к 1939 году Дом Chanel является одной из крупнейших модных империи с постоянным штатом в 4000 человек, имеющим порядка 28 ООО заказов в год. Но начинается Вторая мировая война, и Шанель закрывает свое предприятие, продолжая заниматься только духами, ассортимент которых к концу 30-х годов заметно расширился благодаря Эрнесту Бо, ставшему после создания «№ 5» главным «носом» Дома.
В 1941 году Коко въезжает в апартаменты парижского отеля «Ритц», где живет до 1944 года. В это время у нее случился роман с немецким офицером Хансом Гюнтером вон Динклаге. Франция подобного предательства простить не может даже великой Мадемуазель. От суда и преследований Коко спасло ее знакомство с Уинстоном Черчиллем. Поэтому единственное, что ей осталось после освобождения Парижа, — срочно уехать в Швейцарию, где она проведет долгие 10 лет ожидания. Только в 1954 году Шанель смогла вернуться в Париж, в те же апартаменты отеля «Ритц», чтобы попробовать восстановить прежнее доброе имя. Она снова уходит в работу, хотя к тому моменту ей исполнился уже 71 год. Первая ее коллекция вызывает недоумение, уж слишком она противоречит воцарившемуся стилю newlook от Кристиана Диора. В то время как женщины вновь затягивают талии и окружают себя драпировками, Коко, верная себе, предлагает простые формы и силуэты. Однако неудача лишь подстегнула Шанель, и уже в ближайшие сезоны она представляет обновленный и несколько смягченный вариант своего стиля. Появляется костюм из твида с четырьмя карманами и нарядными золотыми пуговицами.
В феврале 1955 года мир ждет грандиозная премьера — в свет выходит побившая впоследствии все рекорды узнаваемости стеганая сумочка с ремешком-золотой цепочкой названная в честь даты рождения «2.55». В 1957 году — элегантные туфли-балетки из кожи двух цветов, идею которых Коко подсказал Серж Лифарь.
В кадровой политике Дома Chanel происходят важные перемены: в 1954 году сюда приходит новый парфюмер — Анри Робер, а к созданию бижутерии привлечен Робер Госсен. Сама Коко работает над костюмами к фильму Луи Маля «Любовники». Постепенно былая слава возвращается к ней, во многом благодаря американцам: им очень нравится ее изысканный и уравновешенный стиль. Одними из самых известных популяризаторов Chanel в Америке — да и во всем мире — стали Мэрилин Монро, сказавшая, что на ночь она надевает лишь несколько капель Chanel № 5, и Жаклин Кеннеди.
Последние годы жизни Шанель упорно работает на улице Камбон, 31, посещает показы новых коллекций и приходит в ужас от новых модных тенденций, открывающих женские колени, самую неприглядную, по мнению Коко, часть женского тела. Мадемуазель вздыхает: «Мода хороша, когда она спускается на улицу, а не когда она приходит с нее». Она становится замкнутой и тираничной, единственный ее собеседник — давняя подруга Лилу Маркан. Однако, живя в апартаментах отеля «Ритц», Шанель продолжает каждый день ходить на работу, вплоть до самой своей смерти 10 января 1971 года. Существует легенда, что после кончины Коко в ее шкафу нашли всего лишь три, но невероятно стильных костюма. Вполне возможно, ведь Габриэль Шанель всю жизнь занималась тем, что поражала воображение окружающих своими поступками, так с какой стати она должна была отказаться от этого после смерти?