Герой Олимпа. Барон Пьер де Кубертен
Французский историк и педагог — вот что энциклопедии сообщают о человеке,придумавшем современные Олимпийские игры. Сочетание необычное — Пьер де Кубертен не был преподавателем истории. Он выбрал для себя стезю апостола, апостола своей собственной религии, для которой сам же и придумал название — олимпизм.
Легенда
Фигура Пьера де Кубертена занимает странное место в общественном сознании. С одной стороны, его имя знают буквально все (за исключением разве что заклятых «спортонена- вистников»). Мы говорим Кубертен — подразумеваем Олимпиада, говорим Олимпиада… ну и так далее. Телевизионный комментатор, ведущий трансляцию с церемонии открытия очередной Олимпиады, несколько десятков раз повторит эту фамилию и уж точно найдет время, чтобы полностью пересказать историю о том, как в конце XIX века Пьер де Кубертен предпринял титанические усилия для возрождения древнегреческой традиции раз в четыре года собираться в Олимпии для спортивных состязаний.
Барон де Кубертен постоянно пропагандировал езду на велосипеде в качестве полезного, развивающего телесные силы занятия. Велоспорт был включен в список олимпийских дисциплин на первой же Олимпиаде в 1896 году
С другой стороны, фигура Кубертена как исторического деятеля всегда остается словно в дымке. Зачем ему нужны были Олимпиады? Кто он был? Бескорыстный энтузиаст? Идеалист? Или все-та- ки прагматик, пропагандировавший массовый спорт? При чем тут его интерес к истории и политике? Наконец, почему он называл спорт религией?
От телекомментаторов ответов на эти вопросы не услышишь, зато, если копнуть чуть глубже, тут же натыкаешься на целый клубок противоречий. Некоторые называют Кубертена «одним из самых талантливых, энергичных и образованных людей своего времени», это преувеличение — в конце XIX века и без Кубертена хватало гениев, титанов мысли и преобразователей общества. Другие вешают на барона ярлык чуть ли не «приспешника нацистов», что тоже ложь — очевидно, Пьер де Кубертен не имел никакого отношения к национал-социалистам хотя бы потому, что последние годы жизни провел в нейтральной Женеве и умер в 1937 году. И это крайности, а между ними — всевозможные теории, интерпретации, домыслы и фантазии, за которыми сложно увидеть реального человека.
Ущемленная гордость
Пьер де Фреди, барон де Кубертен появился на свет 1 января 1863 года. Семья — известный и уважаемый во Франции аристократический род, причем с достаточно большим состоянием. Детство Пьер провел в замке в Нормандии, учился в иезуитском колледже в Париже, дальше молодого отпрыска знатного рода ждало самое блестящее образование. Однако тут в биографии Кубертена появляются первые противоречия.
Заседание первого Олимпийского комитета 1 июня 1896 года (справа). Барон де Кубертен сидит первый слева, рядом с ним грек Деметрий Викелас и представитель России Буловский.
Точно известно, что родители определили Пьера в престижную военную академию Сен-Сир, и вроде бы он там даже начал учиться, но быстро решил, что военная карьера — не для него.
Современные почитатели Кубертена объясняют это решение врожденным пацифизмом барона. Но Кубертен никогда не подвергал сомнению ценность деятельности военных и высочайший, по его мнению, престиж армии. Например, единственная спортивная дисциплина, которую придумал и представил на Олимпиаде 1912 года лично Пьер де Кубертен, изначально называлась «офицерское олимпийское пятиборье». Офицеры того времени должны были прекрасно ездить верхом, фехтовать, стрелять, бегать и плавать — отсюда и виды современного пентатлона (сам Кубертен в молодости преуспел во всех этих видах спорта, так что физподготовка у него была вполне «военная»).
Памятные медали в честь Зимних Олимпийских игр в Альбертвилле 1992 года, с изображением самого основателя олимпийского движения
Почему же молодой Пьер бросил академию и пошел учиться в знаменитую Сорбонну? Ответ на этот вопрос кроется в событиях 1870-71 годов, которые определили настроения и атмосферу во всем французском обществе последующих лет. А случилось вот что: Франция потерпела очередное чувствительное поражение на поле брани, на этот раз в войне с Пруссией. Карьера военного в проигравшей армии Кубертена не интересует, он претендует на большее. Энергичный молодой представитель французской элиты, каковым, несомненно, ощущал себя Пьер де Кубертен, знает собственный рецепт возрождения Франции и борьбы со всеобщим пессимизмом, равнодушием и чувством ущемленной гордости. Для этого стране нужны «новые люди» — сильные, ловкие, всесторонне развитые, — и тогда Франция объединит вокруг себя всю Европу, а может, и весь мир.
Равнение на Англию
Очевидный национализм юного Кубертена — еще одна загадка для современных исследователей, которым приходится объяснять, как это сочеталось с кубертеновским же интернационализмом. Систему воспитания молодежи и даже сами Олимпиады (!) Кубертен первоначально рассматривал не как самоцель, а как инструмент внутренней политики.
Первые Олимпийские игры прошли в столице Греции Афинах в 1896 году и начались с отмены указа императора Феодосия, запретившего Игры в 304 году. После этого стартовали привычные нам олимпийские соревнования с той лишь разницей, что состязались атлеты всего в 9 видах спорта. В ту Олимпиаду было разыграно 43 комплекта наград
В 17 лет Кубертен еще только вырабатывает собственное мировоззрение, идеи «нового человека» и «единого мирового сообщества» витают в воздухе.
В соседней Германии приблизительно в то же время Ницше придумывает своего «сверхчеловека», в Варшаве изобретают универсальный язык общения эсперанто, еще чуть дальше господин Ульянов собирается идти к новому обществу «своим путем», а в Индии мистер Вивекананда готовится к поездке в Америку, чтобы очаровать там всех идеями единения религий.
На этом фоне Кубертена можно назвать прагматиком и даже консерватором: он против потрясения основ общества, он лишь предлагает изменить систему воспитания детей и подростков. В Сорбонне Кубертен изучает политику и юриспруденцию, но не становится ни политиком, ни юристом. Зато проявляет интерес к истории, но в ее современном аспекте: его интересует только родная Франция и причины ее упадка в XIX столетии. Там же, в Сорбонне, под влиянием своего наставника, философа Ипполита Тэна, он делает главный идейный выбор — его идеалом становится англосаксонская система воспитания детей с ее стремлением к балансу духовного и физического развития. Последующие семь лет Кубертен почти полностью проведет в путешествиях по Англии, Америке и Канаде.
Относительно визита Пьера де Кубертена в частную школу Рагби есть романтическая легенда: якобы он поехал туда ради какой-то горячей ирландки, которая его отвергла. К счастью для Кубертена, он нашел там нечто большее. Школа Рагби всемирно известна сейчас как прародительница регби и самого футбола, но мало кто знает, что культивировался в школе спорт сознательно — благодаря директору, известнейшему английскому педагогу и реформатору Томасу Арнольду.
То ли войны останавливались на время олимпиад, то ли олимпиады были подготовкой к очередным войнам.
За полвека до Кубертена Арнольд начал использовать групповые спортивные игры как инструмент воспитания и дисциплины. Кубертеновские концепции «педагогики спорта», «атлетического воспитания» и даже «фэйр плей» — все из Рагби. Вооруженный знаниями, Кубертен пишет несколько работ на тему реформы французских школ по примеру английских и лично начинает создавать у себя на родине спортивные общества.
В Англии же Пьер де Кубертен наткнулся и на другую счастливую идею. В 1889 году он получил приглашение на Уэнлокские Олимпийские игры в маленьком городке Мач Уэнлок, в Шропшире. Проводились они ежегодно с1850 года, а их инициатором был местный доктор Уильям Пенни Брукс.
К моменту приезда Кубертена детище Брукса приобрело общебританский статус, на игры съезжались более 10 тысяч зрителей, а сам Брукс даже вел (хотя и безуспешно) переписку с греческим монархом о возможности проведения международных Олимпиад в Афинах.
В борьбе с Грецией
Надо отдать должное Кубертену: он никогда не скрывал своего замысла под старой вывеской «Олимпиада» организовать совершенно новое, наполненное особым смыслом действо. Легенда о соревнованиях в древнегреческой Олимпии была хорошо известна в XIX веке (правда, историки так и не пришли к единому мнению: то ли войны останавливались на время олимпиад, то ли олимпиады были подготовкой к очередным войнам). Пьер де Кубертен придал Олимпийским играм не спортивное, не военное, а общечеловеческое значение. Для Кубертена Олимпиады — это идеология, а не соревнования. Олимпийский фестиваль спорта был призван венчать систему духовно - физического воспитания «новых людей», разработанную Кубертеном и внедрявшуюся им во Франции с помощью пропаганды массового спорта.
Греки попыталась «присвоить» Олимпиады, объявив, что сами готовы проводить их каждые четыре года
Так появились и олимпийский принцип «главное не победа, а участие», и лозунг «спорт для всех», и неприятие Кубертеном профессиональных спортсменов. Более того, Кубертен идет дальше и объявляет олимпийское движение «религией со своей церковью, догматикой, культом». Собственноручно создает «священные писания» новой религии — Олимпийскую хартию и текст клятвы олимпийцев. Высший идеал олимпизма — стремление к совершенству и полная гармония личности и общества; его принципы — элитарность, равенство шансов, стремление к успеху, честная игра (фэйр плэй), рыцарский дух, интернациональность и полная независимость олимпийского движения; форма — регулярные спортивные торжества.
С формы Пьер де Кубертен и начал. В 1892 году он публично объявляет о своей идее проводить регулярные Олимпийские игры, уже в 1894 году создается Международный олимпийский комитет, а первая Олимпиада назначается на 1896 год. Больше всего проблем у Кубертена возникло с потомками древних греков. Греция сначала настояла на том, чтобы возрождение Олимпийских игр произошло в Афинах (известно, что сам барон настаивал на кандидатуре Парижа, но уступил, и его имя даже не упоминалось среди организаторов первых игр). А затем греки и вовсе попыталась «присвоить» Олимпиады, объявив, что сами готовы проводить их каждые четыре года. Но тут уж у Кубертена нашлись контраргументы: Греция, раздираемая войнами, еле сводила концы с концами, а барон мало того что сам финансировал игры, так еще и предложил совмещать их со сверхпопулярными в то время Всемирными выставками. В 1900 году так и сделали. Но как раз вторая, парижская Олимпиада едва не окончилась провалом: технический прогресс в тот момент интересовал публику больше идеалов олимпизма. Олимпийское движение уверенно встало на ноги только к 1912 году: играми в Стокгольме остались довольны и участники, и организаторы, и публика. И сам Кубертен! Именно в Стокгольме программа Олимпиады впервые включала не только спортивные соревнования, но и конкурс искусств, в котором одну из золотых медалей завоевали авторы «Оды спорту» Оро и Эшбах (вскоре открылось, что это псевдоним самого Кубертена).
Семейный крах
В отличие от успехов в публичной деятельности, личная жизнь Пьера де Кубертена обернулась катастрофой. В 32 года он женился на Мари Ротан, дочери друзей семьи Кубертенов, и пару лет они прожили в счастливом союзе. Вскоре после рождения их первенца случилась беда: по вине родителей маленький Жак стал инвалидом.
В 1902 году родилась дочь Рене. Движимая комплексом вины за сына, Мари полностью контролировала каждый шаг девочки, в то время как занятый своими прожектами отец отсутствовал в жизни дочери. Рене выросла психически неуравновешенным человеком; она так и не вышла замуж.
Практика Олимпийских игр все больше расходилась с первоначальным замыслом: туда допустили женщин
Разрыв между Пьером и Мари произошел в 20-х годах, когда оказалось, что барон полностью растратил свое состояние на организацию Олимпиад, конференций и публикацию книг.
Несостоявшаяся религия
Отставка Пьера де Кубертена с поста президента Международного олимпийского комитета в 1925 году была объявлена задолго и тщательно им готовилась. Причин отставки было много. Кубертен находился на пороге банкротства: вскоре он не сможет даже оплачивать себе проезд до места проведения следующих Олимпиад. Но еще большую роль сыграло то, что Кубертен — при всей его славе — считал себя непонятым и недооцененным. Мало кто принимал всерьез его новую религию. Практика Олимпийских игр все больше расходилась с первоначальным замыслом: вначале туда допустили женщин (Кубертен считал женский спорт «неэстетичным»), затем встал вопрос об участии профессиональных спортсменов. Для барона на первый план выходит вопрос олимпийских ритуалов: «Олимпийские игры могут выделиться на фоне обычной серии мировых чемпионатов и превратиться во всеохватное философское учение только благодаря блеску мощной символики».
Кубертен уединился в Лозанне, возвратился к историческим штудиям и принялся за мемуары. Казалось, его апостольская миссия окончилась провалом, но совершенно неожиданно и сами собой у барона нашлись новые мощные единомышленники — нацистская Германия.
Отношения Кубертена с нацистами — до сих пор тема непростая и до конца не проясненная.Пришедший в 1933 году к власти Гитлер сомневался в необходимости проведения в Берлине Олимпиады в 1936 году, но по совету Геббельса согласился.
В области спорта нацистская идеология — культ здоровья и физического развития молодежи — расходилась с кубертеновской лишь в одном, в вопросе о расовой дискриминации. Зато общей была любовь к ритуалам: в этом отношении Олимпийское движение многое позаимствовало у нацистской Германии. Организацией игр в Берлине занимался профессор, спортивный функционер еще со времен веймаровской Германии, Карл Дим, которого Кубертен называл своим «гениальным другом».
Карл Дим придумал ритуал зажжения олимпийского огня в Олимпийской роще, факельную эстафету по нескольким странам и затем по разным областям Германии, а также разработал помпезные церемонии открытия и закрытия игр. Впервые была построена специальная Олимпийская деревня для спортсменов, и впервые игры транслировались в прямом эфире по телевидению. На олимпийском стадионе был установлен олимпийский колокол.
Кубертен не изменил своему правилу последних лет и не поехал на Олимпиаду в Берлин, но записал радиоприветствие ее участникам, в котором повторил, что «Олимпиады должны быть вне политики», и осудил тех, кто призывал к бойкоту Игр. Известно, что Адольф Гитлер одобрил выделение гранта Кубертену в 10 тысяч рейхсмарок (около полумиллиона современных долларов) и организацию Международного олимпийского института, в котором должен был храниться архив барона. Впрочем, для самого Пьера де Кубертена это уже не имело большого значения: 2 сентября 1937 года он неожиданно скончался во время прогулки недалеко от своего нового дома в Женеве. Именно Карл Дим выполнил последнюю волю Кубертена: через полгода после его похорон из могилы было извлечено сердце барона и торжественно перезахоронено в Олимпийской роще в Греции.
Памятник в американском городе Атланта, столице летней Олимпиады 1996 года