Мульти-пульти.Уроки рисования
После развала Советского Союза институты русской мультипликации и кинематографа оказались полностью разрушены. Но если кинематограф стал развиваться по голливудскому сценарию и выбрался из нищеты, то анимация пребывает в кризисе до сих пор. И сроки выхода из него неизвестны.
1882 году в Москве родился человек, о котором Уолт Дисней впоследствии скажет что он обогнал всех мультипликаторов мира на несколько десятилетий. Его звали Владислав Старевич, и ему, наряду с американцем Джейсоном Блэктоном и французом Эмилем Колем, суждено было стать родоначальником анимации. Его детство трудно назвать безоблачным — в четыре года он лишился матери, и его взяли на воспитание родственники, проживавшие в Литве. Там он получил образование, увлекся фотографией и энтомологией. Эти два увлечения и помогли Старевичусовершить прорыв в мультипликации. На камеру фирмы Urban Старевич снял свою дебютную короткометражную ленту «Над Неманом», поразившую современников уровнем операторского мастерства. Вскоре он перебрался в Москву, где начал работать на «отца российской кинопромышленности» Александра Ханжонкова. Результатом их сотрудничества стал выход в 1912 году первого в мире мультфильма, снятого в технике объемной анимации, — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Вместо кукол в нем «сыграли» насекомые. Этот метод получил дальнейшее развитие в мультфильме «Стрекоза и Муравей», появившемся в 1913 году и принесшем Старевичу мировое признание. Казалось, теперь путь к созданию национальной школы открыт. Увы, история решила иначе. Год спустя Российская империя вступила в Первую мировую войну и потонула в политической смуте, а еще через три — вообще перестала существовать. Старевич успел эмигрировать во Францию.
ДРУГИМ ПУТЕМ
Советская анимация зародилась в начале 1920-х годов в стенах студии «Культкино». Первые работы представляли собой созданные непрофессиональными художниками пропагандистские ролики, выполненные в технике плоских марионеток (персонажей не рисовали, а вырезали из картона). В 1924 году при Государственном техникуме кинематографии учреждается экспериментальная мультипликационная мастерская, творческое ядро которой формируют выпускники ВХУТЕМАСа. Оттуда вышли первые выдающиеся советские мультипликаторы: И. Иванов-Вано, Н. Ходатаев, О. Ходатаева, В. и 3. Брумберг. Каждый из них стоял у истоков новых жанров и был разработчиком оригинальных художественных направлений. Но в конце 1920-х русское общество только начинало проявлять интерес к мультипликации. Значимость и богатство возможностей этого вида искусства по-настоящему осознали лишь через несколько лет. В 1936 году — если верить легенде, поличному указанию Сталина — создается студия «Союздетмультфильм», впоследствии переименованная в «Союзмультфильм». Этот институт станет крупнейшим в Европе производителем анимационной продукции, а его золотая эпоха начнется в 1960-х.
ВИЗУАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Шестидесятые годы известны не только созданием сериалов «Маугли», «Ну, погоди!», альманахов «Калейдоскоп» и «Веселая карусель». В 1962-м появляется первый фильм новой волны — «История одного преступления» Федора Хитрука, — повествующий о бухгалтере, убившем дворничиху. Творчество этого художника, ознаменовавшее переход от инфантильной сюжетности к реальным историям, от идеализирования действительности к социальной критике, было отмечено не только в Союзе: антиутопия «Остров» получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Но для русских Хитрук прежде всего автор трех серий про простодушного медвежонка Винни-Пуха. А имена, которые ассоциируются у отечественного зрителя с авторской мультипликацией, — Андрей Хржановский и Юрий Норштейн. Оба дебютируют в 1970-е годы — время, когда начинает формироваться «анимация высокого стиля», основанная на русской классике и, прежде всего, русской литературе XIX века. Творчество Норштейна в этом плане наиболее показательно. В его работе «Сеча при Керженце» (1971) ясно видно, как происходит проникновение классического искусства в мультипликацию: в мультфильме используются иконописные образы Рублева, а сопровождает повествование музыка из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», по мотивам которой снята лента. Экранизации Норштейна «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», сделанные по басням Крылова, произведения «Ежик в тумане» и «Сказка сказок» сегодня признаны вершиной мировой анимации. Их автор и представить себе не мог, что, пройдут годы, и «Союзмультфильм» превратится в заброшенный комплекс с пустующими помещениями и вышедшей из употребления аппаратурой. Но именно это и произошло. Выступая на церемонии вручения премии «Ника» в апреле 2010 года, Норштейн сказал: «Землю вокруг киностудии „Союзмультфильм» уже три раза продали… Так что уже один этот факт говорит об отношении к киностудии, которая когда-то была великой… Она делала восемьдесят часов фильмов в год. А сегодня она не делает и сорока минут —вот такая история».
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Революции нередко становятся предвестниками новой волны в искусстве, подъема творческих сил нации, который происходил не раз в мировой истории. Случался он и в России. Так, после свержения самодержавия молодое советское кино приковало к себе внимание Старого и Нового Света благодаря таким мастерам, как Эйзенштейн, Довженко и Пудовкин, а в историю мультипликации были вписаны имена Владислава Старевича и Ивана Иванова-Вано. Но после развала Советского Союза никакого обновления не произошло: российский кинематограф, порвав с традицией советской школы, пусть и стал в последние годы коммерчески выгодным, но до сих пор не оформился во что-либо системное, не привнес в киноискусство новый язык, не породил ни одну яркую школу. В мультипликации дело обстоит несколько иначе. Революция здесь не грянула, но не случилось и разрыва творческой связи с ушедшей эпохой. Современная российская школа анимации — во многом преемница знаменитой советской, то есть нецифровой, авторской. Но это самое обстоятельство и обрекает ее на голодное существование: для студий, производящих по нескольку короткометражных мультфильмов в год, единственная возможность выжить — это государственные субсидии. «Пилот» — одна из тех немногих студий, которые получили поддержку Федерального агентства по культуре и кинематографии. Вот уже более пяти лет «Пилот» занимается производством мультипликационного цикла «Гора самоцветов». Не пустует, правда, ниша и чисто коммерческих проектов. Стоит упомянуть фильмы петербургской студии «Мельница» — «Карлик Нос», «Алеша Попович и Тугарин Змей» и «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Но, к сожалению, ни один из этих фильмов не смог окупить затраты на собственное производство. Их режиссера Илью Максимова сей факт, впрочем, не удивляет. В интервью «Российской газете» он признается: «Мы сейчас в стадии становления и вряд ли можем себе позволить абсолютно новый по дизайну и по подходам проект. Вы знаете в России хоть одно учебное заведение, которое выпускает, скажем, аниматоров трехмерной графики? Об этом даже говорить смешно. Наш уровень коммерческого анимационного кино (а мы имеем в виду именно такое кино) не может сравниться с зарубежным, и даже говорить об этом пока не имеет смысла». Тем не менее русские не сдаются. Недавно вышедший на большие экраны первый российский ЗD-фильм «Звездные собаки: Белка и Стрелка» ($1 млн — государственные инвестиции, $2 млн — частные) — очередная попытка составить достойную конкуренцию западной продукции. По итогам его проката станет ясно: выздоравливает ли пациент по имени «Российская мультипликация» или травма, нанесенная разорением «Союзмультфильма», будет напоминать о себе еще долгие годы.