Произведения Булгакова, которые не понравились советскому руководству

Произведения Булгакова, которые не понравились советскому руководству

28 февраля 2014

24 октября 1928 газета «Правда» опубликовала решение Главреперткома о запрещении к постановке пьесы Михаила Булгакова «Бег», как «идеализирующей» белогвардейцев.

 Среди официальных отзывов на свои произведения Булгаков насчитал 298 негативных и лишь 3 благожелательных. Сегодня мы вспоминаем о судьбе некоторых творений писателя, к которым руководство страны того времени не было благосклонно.

«Бег»

Написанная в 1926 году пьеса, как и многие другие произведения Булгакова, переносит читателя во время Гражданской войны. Сюжет повествует об остатках белогвардейцев, обороняющихся на Крымском перешейке. Прототипами отдельных персонажей послужили видные фигуры того времени, такие как барон Петр Врангель и митрополит Вениамин Федченков.

В октябре 1928 года «Правда» опубликовала сообщение о запрете «Бега», как «идеализирующей» белогвардейцев пьесы. Видные литераторы встали на защиту Булгакова, но ситуация осталась неизменной. Сталин так высказывался об этом произведении: «Бег» есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, — стало быть, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. «Бег», в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление».

Хотя после запрета еще около года в МХАТе проводились репетиции, о «Беге» пришлось надолго забыть. Впервые пьеса была поставлена в Сталинграде в марте 1957 года, а первая публикация приходится на 1962 год. В 1970 году, при консультациях третьей жены Булгакова Елены, произведение было экранизировано.

«Дни Турбиных»

В 1925 году руководство МХАТа предложило Булгакову превратить его роман «Белая гвардия» в пьесу. Так появились «Дни Турбиных», которые в первых редакциях имели то же название, что и роман. Произведение описывает Киев времен Гражданской войны, личную трагедию семьи Турбиных на фоне смены власти и прихода большевиков.

Судьба пьесы особенно драматична. С октября 1926 года она шла на сцене МХАТа, причем с большим успехом. Произведение даже нравилось Сталину, который посещал спектакли более 15 раз, однако отмечал, что это «антисоветская штука, и Булгаков не наш». «Белая гвардия» пережила несколько серьезных редакций, став в результате «Днями Турбиных». В результате пьеса была снята с репертуара в 1929 году. После она периодически возвращалась на подмостки, чтобы в очередной раз их покинуть.

Наконец, в 1955 году пьеса была впервые опубликована в СССР, в 1976 году на экраны вышел фильм Владимира Басова. Однако и по сей день «Дни Турбиных» известны в последней редакции, которая, по мнению некоторых исследователей, уже не может считаться произведением Булгакова.

«Собачье сердце»

Повесть об авантюрном биологическом эксперименте в реалиях Москвы 1924 года ждала своего часа дольше, чем любое другое из приведенных произведений: в СССР она была опубликована лишь спустя 62 года с момента написания в 1925 году. Прототипами для персонажей стал не только дядя Михаила Булгакова Николай, работавший в Москве гинекологом и воплотившийся в профессоре Преображенском. Многие исследователи полагают, что повесть содержит слабо замаскированные намеки на ряд политических фигур 20-х годов.

На повесть обрушивается критика. Булгакову порекомендовали даже не отдавать рукопись на прочтение в Главлит, а Лев Каменев отреагировал на произведение однозначно: «Этот острый памфлет на современность печатать ни в коем случае нельзя». Вскоре последовали обыски в квартире Булгакова и изъятие рукописи, которая была возвращена автору лишь спустя три года.

Долгое время «Собачье Сердце» распространялось только в Самиздате. Почти четыре десятилетия спустя смерти Булгакова появилась немецкая экранизация под названием «Cuore di cane», в 1987 году повесть печатают в журнале «Знамя». Наконец, год спустя на экраны выходит знаменитый фильм Владимира Бортко.

«Мастер и Маргарита»

Судьба главного труда Михаила Булгакова оказалась столь же сложной и запутанной, что и судьба его героев. Уделив написанию «Мастера и Маргариты» весь остаток своей жизни (более 10 лет), писатель так и не увидел свой роман в печати. Три редакции романа, первая из которых была предана огню, постоянные изменения сюжета и набора персонажей, множество вариантов названия — все это было закономерной реакцией на то множество запретов, которое было наложено на произведения писателя. Сам роман о похождениях Воланда и его свиты иногда трактуют как реакцию на стандартизированную и «причесанную» идеологически литературу того времени.

Культовое произведение Булгаков писал до самой своей смерти в 1940 году, и дальнейшую борьбу за будущее «Мастера и Маргариты» вела уже его супруга Елена Сергеевна. Вплоть до середины 60-х он распространялся лишь в узких кругах в перепечатанных копиях. Наконец, в крайне урезанном виде он прогремел в 1966 году, а полная авторская версия вышла лишь в 1990 году.

Сегодня роман по праву признан великим произведением. По нему были поставлены спектакли, в разных странах снято несколько фильмов, образы из «Мастера и Маргариты» стали основой для самостоятельных музыкальных и литературных произведений.

TOP

ads 1
ads2
ads 3