СССР под Прохоровкой потерял больше танков, чем вермахт, но выиграл сражение
Красная армия в сражении под Прохоровкой потеряла больше танков, чем нацистские войска, однако выиграла этот важнейший бой, утверждения западных историков о катастрофической разнице в потерях является фейком, заявил научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков.
Ровно 80 лет назад, 12 июля 1943 года, в рамках Курской битвы (5 июля – 23 августа) произошло Прохоровское сражение – крупнейший танковый бой Великой Отечественной войны, в результате которого Красная армия остановила наступление противника.
В последние годы некоторые западные историки, в том числе немецкий ученый Карл-Хайнц Фризер, сделали ряд публикаций, согласно которым СССР якобы не выиграл Прохоровское сражение, а потерпел "катастрофическое поражение" с соотношением потерь в бронетехнике 235 к 5 в пользу нацистской Германии.
"Сегодня СМИ и историки Германии и других западных стран пытаются принизить подвиг наших бойцов, танкистов и командиров, которые воевали на Прохоровском поле – одном из трех полей ратной славы России наряду с Куликовым и Бородинским. Такие измышления являются откровенным фейком, не подкрепленным архивными данными", - сказал Мягков.
Историк сослался на советские документы, согласно которым в сражении под Прохоровкой с обеих сторон участвовало около 1200 танков.
"Тогда советские войска потеряли 500 танков из 800 участвовавших, то есть 60% от всей численности группировки. Немцы же потеряли 300 танков из 400, то есть 75%. Получается, наши потери составили меньше, чем один к двум", - рассказал научный директор РВИО.
Собеседник агентства пояснил, что в Прохоровском сражении Красная армия потеряла больше танков, чем противник, но приведенное процентное отношение показывает, что для вермахта потери были более чувствительными еще и потому, что, в отличие от нацистов, у СССР были резервы на том направлении: "Таким образом, данное сражение имело для гитлеровцев катастрофический исход".
Говоря о значении Прохоровского сражения для исхода всей Курской битвы, историк отметил, что именно там Красной армии удалось лишить немецкую армию наступательного потенциала и самим перейти в контрнаступление.
"По существу Прохоровское сражение было решающим во всей Курской битве", - резюмировал Мягков.
Битва на Курской дуге — одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны и самое крупное танковое сражение в мировой истории. Оно длилось с 5 июля по 23 августа 1943 года. В нем участвовали, по разным данным, от 2 до 4 миллионов человек, около 6 тысяч танков и 4 тысяч самолетов.
Военной разведке СССР удалось своевременно вскрыть подготовку немецкой армии к крупному наступлению на Курской дуге. Упреждающая артиллерийская контрподготовка советских войск ослабила ударные группировки захватчика в начале наступления. После завершения битвы стратегическая инициатива в войне окончательно перешла на сторону Красной армии.
Сражение под Прохоровкой (1943)
Прохоровское танковое сражение – одно из крупнейших танковых сражений Великой Отечественной войны (1941-1945), произошедшее в ходе Курской битвы 12 июля 1943 года возле железнодорожной станции Прохоровка Белгородской области.
К исходу 9 июля германские войска ценой больших потерь вклинились в оборону войск Воронежского фронта (командующий – генерал армии Николай Ватутин) на обоянском направлении, но их дальнейшее продвижение было остановлено. Командование группы армий "Юг" (генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн) решило перенести основные усилия на прохоровское направление и выйти к Курску с юга. Предусматривалось нанести два удара по сходящимся направлениям силами 2-го танкового корпуса СС 4-й танковой армии и 3-го танкового корпуса оперативной группы "Кемпф". Для срыва замысла противника советское командование спланировало мощный контрудар, решающая роль в котором отводилась 5-й гвардейской танковой армии (генерал-лейтенант танковых войск Павел Ротмистров).
Совершив 30-50-километровый ночной марш, танкисты Ротмистрова к 6 часам утра 12 июля вышла на рубеж развертывания западнее Прохоровки и заняли исходное положение для наступления. Но обстановка к этому времени резко изменилась. На рассвете противник силами 3-го танкового корпуса нанес удар по 69-й армии, создав угрозу прорыва на Прохоровку с юга и выхода в тыл 5-й гвардейской танковой армии. На других направлениях противник потеснил соединения 6-й гвардейской армии, 1-й танковой армии, 5-й гвардейской армии и 7-й гвардейской армии, что затруднило их участие в общем контрударе. Для обеспечения левого фланга армии и противодействия немецкому 3-му танковому корпусу командующий 5-й гвардейской танковой армией направил в полосу 69-й армии дополнительные войска. В 8 часов 30 минут, после 15-минутной артиллерийской подготовки, главные силы 5-й гвардейской танковой армии перешли в наступление. С воздуха по немецким танковым частям массированные удары наносили авиация 2-й воздушной армии, 17-й воздушной армии и соединения дальней авиации. За день было произведено около 1,3 тысячи самолетовылетов. Противник встретил советские войска массированными ударами артиллерии, авиации и контратакой танковых дивизий 2-го танкового корпуса СС.
Ожесточенное танковое сражение развернулось одновременно юго-западнее и южнее Прохоровки. В сражении с обеих сторон одновременно участвовало до 1,2 тысячи танков и САУ. В воздухе велись бои крупных сил авиации. В целом боевые действия шли с переменным успехом. До 14 часов 1-й эшелон 5-й гвардейской танковой армии медленно теснил противника на юго-запад, однако во второй половине дня армия почти не продвинулась вперед, а отдельные части вынуждены были огнем с места отражать танковые удары противника. В середине дня немецкое командование ввело в сражение свыше 100 танков и большое количество мотопехоты, которые прорвали оборону 33-го гвардейского стрелкового корпуса 1-й гвардейской армии и к 20 часам вклинились на семь километров на северо-запад, глубоко охватив правый фланг 5-й гвардейской танковой армии. Для ликвидации угрозы командующий армией выдвинул навстречу противнику 24-ю танковую и 10-ю механизированную бригады. При их поддержке войска 5-й гвардейской армии остановили противника.
В результате сражения ни одной из сторон не удалось достичь поставленных целей, но благодаря решительным действиям советских войск под Прохоровкой и в последующие дни противник исчерпал наступательные возможности и 16 июля начал отвод своих войск на исходные позиции, занимаемые им к началу Курской битвы.
Оценки боевых потерь в сражении под Прохоровкой в различных источниках сильно отличаются.
Согласно данным Военного энциклопедического словаря, безвозвратные потери немецкой танковой группировки составили около 10 тысяч человек и свыше 360 танков, советская 5-я гвардейская танковая армия потеряла около трех тысяч человек убитыми и ранеными и 350 танков.
По данным ведущего научного сотрудника научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ Валерия Маковского потери в личном составе в бою под Прохоровкой составили 35 тысяч красноармейцев или 24% от общих потерь Воронежского фронта. Среди них – 6,5 тысяч убитых и 9,5 тысяч пропавших без вести. Второй танковый корпус СС потерял в этом бою 7,7 тысячи человек.
Красная армия из 670 танков и самоходных артиллерийских установок, принимавших участие в контрударе под Прохоровкой, потеряла 470 единиц бронетехники. Немцы потеряли из 490 танков 50 единиц бронетехники.
В память о великом сражении в 1954 году близ Прохоровки на 624-м километре трассы Москва – Симферополь был поднят на постамент танк Т-34.
К 50-летию Победы в 1995 году в память о погибших под Прохоровкой на месте сражения был открыт памятник – Звонница, а также храм Святых апостолов Петра и Павла, объединенные в музей-заповедник "Прохоровское поле".