ФСБ опубликовала документы о терроре польских националистов на Волыни 1944-45 годах
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и в послевоенный период помимо противодействия спецслужбам гитлеровской Германии советским органам государственной безопасности приходилось бороться с националистическими бандами, терроризировавшими мирное население в Прибалтике, на Украине и в Польше, а также заниматься розыском нацистских военных преступников и их пособников на освобожденной от врага территории.
Среди задержанных органами госбезопасности вооруженных бандитов числились и боевики из отрядов польской "Армии Крайовой" (АК), подчинявшейся эмигрантскому "правительству Польши" в Лондоне.
"Армия Крайова" не считалась армией в общепринятом смысле. Она состояла из подпольных вооруженных отрядов, управлявшихся из британской столицы. В годы Великой Отечественной войны АК вела активную борьбу против Красной Армии, намереваясь вооруженным путем оторвать от СССР Западную Украину и Западную Белоруссию, чтобы возродить "великопольское государство".
Подробности преступной деятельности "Армии Крайовой" на Украине, связанной с массовыми убийствами безоружных людей и провокациями, раскрывают новые документы Центрального архива ФСБ.
"Из показаний "аковцев" следователям стали известны истинные мотивы страшных преступлений, совершенных поляками на Западной Украине в период с весны 1944 по начало 1945 года. Целью кровавого террора против мирных жителей было "освобождение" от украинского населения территории, которую польские националисты надеялись получить по итогам Второй мировой войны", — отметили в Центре общественных связей ФСБ.
В числе обнародованных сейчас документов — выписка из протокола допроса заместителя коменданта Станиславского инспектората "Армии Крайовой" Тодея Бонковского от 9 марта 1945 года.
"В апреле 1944 года, когда я был назначен комендантом ликвидационного отряда, то бывший комендант Станиславского инспектората "АГА", давая мне задание по организации налетов на украинские села, пояснил, что в связи с приближением фронта и перспективы освобождения Западной Украины от немецких оккупантов "АК" должна уничтожить как можно большее количество украинского населения и этим облегчить в будущем восстановление Польши в границах 1939 года, при наличии большинства польского населения, проживавшего в западных областях Украины", — рассказывал Бонковский.
По словам допрашиваемого, он лично со своим ликвидационным отрядом в мае 1944 года, совместно с венгерскими солдатами, совершил два налета — один на село Посич и второй — на село Лисец Станиславского района. Первое нападение привело к убийству и ранению более 300 мирных жителей, при этом националисты сожгли более 40 дворов, принадлежащих украинцам, вспоминал Бонковский. По его словам, при налете на село Лисец они также убили большое количество украинцев.
А бывший командующий Станиславским военным округом "Армии Крайовой" Владислав Герман на допросе 8 марта 1945 года рассказал о провокациях, которые устраивали "аковцы", выступая от имени украинских националистов.
"В одной из написанных мной в декабре 1944 года или в январе 1945 года листовок, обращенной к украинским националистам от имени "украинских патриотов", я писал, что на сегодняшний день советская власть является главным противником украинского национализма и сейчас основной задачей является создание "самостоятельной независимой Украины", а вопрос об украинско-польской границе будет решен после войны. <...> Этой листовкой я преследовал цель отвлечь украинских националистов от вражды против поляков и активизировать их борьбу против советской власти", — говорил Герман.
Зверская "полонизация" и нынешние аппетиты Варшавы
Восемнадцатого марта 1921 года в Риге (Латвия) РСФСР и Украинская ССР с одной стороны и Польша с другой подписали мирный договор, завершивший польско-советскую войну 1919-1921 годов, развязанную Варшавой. Договор зафиксировал существенное изменение советско-польской границы. Земли Западной Украины и Западной Белоруссии, населенные преимущественно русскоязычными жителями, по его условиям, отходили Варшаве. Репрессии и принудительное "ополячивание" украинцев и белорусов проводились изуверски и фактически приняли форму геноцида.
Поляки, совершая карательные экспедиции в села, пытали крестьян, били их плетями, в результате чего многие умирали под ударами. Они также изнасиловали и избили многих украинских женщин. Известны многочисленные факты зверств, которые совершали поляки: ни в чем не повинных людей жгли раскаленным железом, вбивали иголки под ногти, подвешивали за волосы. Жестокая "полонизация" восточных земель длилась вплоть до возвращения этих территорий в состав Советского Союза в сентябре 1939 года.
Первого сентября 1939 года гитлеровская Германия напала на Польшу. В течение нескольких дней это государство фактически прекратило существование. Правительство бежало за пределы страны и в итоге осело в столице Великобритании.
На рассвете 17 сентября 1939 года части Красной Армии вступили на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины. Советским войскам запрещалось обстреливать и подвергать бомбардировке населенные пункты, а также вести боевые действия против польских войск, если они не оказывают сопротивления. Красноармейцам разъяснялось, что они идут в Западную Белоруссию и на Западную Украину не как завоеватели, а как освободители украинского и белорусского народов. Есть документальные свидетельства того, что мирные жители массово, зачастую с цветами в руках приветствовали советских военных.
С точки зрения профессиональных историков, Освободительный поход Красной Армии не противоречил нормам международного права того времени.
Во-первых, действует принцип rebus sic stantibus, согласно которому договор остается в силе до тех пор, пока остаются неизменными обстоятельства, обусловившие его заключение.
Во-вторых, в международном праве тогда существовало понятие "права на самопомощь". В соответствии с ним государство, которое считало, что действия другого субъекта международного права представляют угрозу для его жизненно необходимых интересов, могло в соответствии с действующим международным правом прибегнуть к силовым действиям для устранения этой угрозы. "Право на самопомощь" широко применялось разными странами в период Второй мировой войны.
Установление контроля над территорией бывшего польского государства поставило перед СССР и Германией вопрос о ее будущем. Москва предложила Берлину (как инициатору германско-польской войны) установить границу между СССР и Германией приблизительно по "линии Керзона", определенной в декабре 1919 года, то есть сохранить под контролем Советского Союза лишь земли Западной Белоруссии и Западной Украины, отторгнутые Польшей от РСФСР по условиям Рижского мирного договора 1921 года. Берлин принял это предложение, и 28 сентября 1939 года стороны подписали договор о дружбе и границе между СССР и Германией.
В результате похода Красной Армии была предотвращена германская оккупация Западной Украины, Западной Белоруссии и части Прибалтики. Было восстановлено единство украинского и белорусского народов (в ноябре 1939 года на основании ходатайств полномочных комиссий Народного Собрания Западной Украины и Народного Собрания Западной Белоруссии эти территории были приняты в состав соответственно Украинской и Белорусской ССР). В состав Литвы возвращались отторгнутые от нее Польшей в 1920 году Вильно (современное — Вильнюс) и Виленская область. Западная граница СССР отодвинулась на запад на 250-300 километров, что значительно укрепило безопасность советского государства в преддверии войны с Германией.
Вопрос о послевоенных польских территориях был одним из главных на встрече глав СССР, США и Великобритании в феврале 1945 года в Ялте. Президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль настойчиво убеждали советского лидера Иосифа Сталина уступить Польше Львов и Брест, но тот ответил категорическим отказом. В итоге граница СССР с Польшей прошла по "линии Керзона" лишь с небольшими отступлениями.
В конце апреля нынешнего года директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин заявил о планах Польши установить военно-политический контроль над "историческими владениями" на Украине. По сути, речь идет о попытке повторить историческую для Польши "сделку" после Первой мировой войны, когда коллективный Запад в лице Антанты признал за Варшавой право сначала на оккупацию части Украины для защиты населения от "большевистской угрозы", а потом и включение этих территорий в состав польского государства, отмечал директор СВР. Варшава приступила к проработке сценариев де-факто расчленения Украины и создания на западе страны прокси-государства под защитой польских вооруженных сил, говорил Нарышкин в конце июня. Польские власти убеждены, что США и Великобритания будут вынуждены поддержать план раздела Украины, добавлял директор СВР.