Блеск и нищета отечественного автопрома
Десятка культовых автомобилей
ГАЗ-М20 «ПОБЕДА»
1946 -1958
По сути, первая самостоятельная разработка советских автомобилестроителей. Проект был запущен еще во время войны, а прототип под рабочим названием «Родина» показали Сталину перед парадом Победы в 1945-м.
«И почем у нас «Родина»? — скептически поинтересовался вождь.
Название решили все же изменить, и уже в 1946-м «Победа» была запущена в серийное производство. Всего было выпущено более 250 тыс. ГАЗ-М20, ставших в СССР частью послевоенной городской эстетики.
ГАЗ-21 «ВОЛГА
1956 -1970
По мнению многих, абсолютно лучшая отечественная модель. На момент начала производства, авто было современным даже по мировым меркам. Впрочем, к концу 1960-х, при невероятно быстро меняющейся автомобильной моде, «Волга» казалась уже безнадежно устаревшей.
Так или иначе, «двадцать первая» со стильной решеткой радиатора и оленем на капоте (поздние версии уже без оленя) — мечта тысяч советских граждан. О статусности автомобиля бесспорно свидетельствует и безукоризненный вкус автоугонщика Юрия Деточкина: цена на «Волгу» в середине шестидесятых — почти 5 500 руб. при средней зарплате немногим более 100 руб.
ГАЗ-13 «ЧАЙКА»
1959 -1981
Творение дизайнера Льва Еремеева (весьма, впрочем, напоминающее «Packard Caribbean» 1955-го года), оснащенное инженерами ГАЗа немыслимой по тем временам технической начинкой, «Чайка» до сих пор является квинтэссенцией отечественной автомобильной роскоши. На ГАЭ-13 возят генсеков, министров и дипломатов. Среди прочих обладателей «Чаек» — Михаил Шолохов, Юрий Гагарин и Фидель Кастро, получившие автомобили в подарок от высшего советского руководства. Простой смертный мог вкусить гламур эпохи развитого социализма разве что на свадьбе — списанные из министерств «членовозы» распределялись по дворцам бракосочетаний.
ЗАЗ-965
1960 -1969
В 1950-х вся Европа пересаживается в дешевые и экономичные микролитражки. Наш ответ Чемберлену — ЗАЗ-965. На мощностях запорожского комбайнового завода «Коммунар» начинается серийное производство легендарного «горбатого Запорожца» — советской версии Fiat 600. Прокатившись на новом автомобиле по территории Кремля, и не смутившись тесноватым салоном, Хрущев распорядился установить цену на «Запорожец» ниже 2 ООО руб. Слабый двигатель, теснота и страшный шум — но зато «горбатый» продается без всякой очереди.
Байки, анекдоты и многочисленные ласково-презрительные прозвища «Запорожца» лишь подчеркивают дружелюбное отношение к трогательному автомобильчику:
У армянского радио спрашивают
-Может ли «Запорожец» разогнаться до скорости 200 километров в час?
-Может, если его столкнуть с горы Арарат.
МОСКВИЧ»-412
1967-1976
«412-й» войдет в историю как самая удачная разработка завода имени Ленинского комсомола. Главное достоинство «автомобиля «Москвич» новой модели» — 75-сильный двигатель, изготавливаемый по лицензии BMW
В 1968 — 70 гг. «Москвич» участвует в гонках «Лондон-Сидней» и «Лондон- Мехико». Промоушн обеспечивает отличные экспортные показатели под брендом Moskvitch-Elite 1500 его продают в десятки стран, в том числе и капиталистических. Обновленные версии «412-го» выпускают в Ижевске аж до 1997-го года.
ГАЗ-24 «ВОЛГА»
1968-1986
Автомобиль брежневского истеблишмента. В 1970 — 80-х гг. счастливыми обладателями новой «Волги» становятся номенклатурные работники, «деятели культуры и науки», а также особо удачливые дельцы. Небольшие партии поступают и в розничную продажу по цене в 9 300 руб.: проще выиграть авто во всесоюзной лотерее. Один из самых стильных советских автомобилей (при ряде технических недостатков), ГАЗ-24 в последующих генерациях просуществовал до наших дней.
ВАЗ-2101
1970 -1984
С «копейки» началась «вазовская» эра советско-российского автопрома, продолжающаяся и поныне. Первая модель Волжского автозавода бесспорно, главный отечественный автомобиль XX столетия.
Вполне еще современный Fiat 124, адаптированный советскими и итальянскими инженерами, моментально становится народным автомобилем, за которым выстраиваются огромные очереди. Воспетая в одноименном фильме Ивана Дыховичного, «копейка» олицетворила собой не только идеологию советского автомобилестроения, но, кажется, и целую эпоху.
УАЗ-469
1972 — 1985
Модель, разработанная по спецзаказу Минобороны, долгое время поставлялась лишь в армию и «на нужды народного хозяйства».
В 1974-м миру демонстрируют возможности сурового русского джипа УАЗ непринужденно покоряет Приэльбрусье. Далее — везде: Сахара, Каракумы, не говоря уже о советских дорогах. УАЗ способен тащить по бездорожью почти тонный прицеп незаменимое транспортное средство в наших широтах. Под заморским названием UAZ Hunter, 469-й и сейчас сходит с конвейера Ульяновского завода.
ВАЗ-2121 «НИВА»
1977 -1993
Едва ли не самый успешный проект Волжского автозавода и, пожалуй, единственное серьезное новаторство советских автомобилестроителей, «Нива» считается одним из первых кроссоверов в мире! Внедорожник с комфортом легкового автомобиля сразу получает успех, причем, не только у советских автолюбителей. Впечатляющая проходимость, неприхотливость и невысокая цена делают автомобиль популярным за границей, а отдельные партии не стесняются купить даже в Японии и Великобритании.
ВАЗ-2108/09 «ЛАДА САМАРА»
1984 — 2003
С моделей «Лада Самара» в СССР начинается массовое производство переднеприводных автомобилей.
Новые модели впервые оснащают пятиступенчатой коробкой и красят металлизированными эмалями. Скорость и неплохая управляемость, доселе не присущие советским автомобилям, знаменуют появление нового класса автолюбителей: обладателей «вишневой девятки». На лихих «зубилах» граждане въезжают в «лихие девяностые». До массового появления иномарок, «ноль-восьмая» и «ноль-девятая» — самые «крутые» автомобили страны. Увы, ничего принципиально нового российский автопром с тех пор изобрести не смог.