Дуров и ряд бизнесменов попросили Forbes не называть их российскими миллиардерами
Подобные обращения поступали в течение нескольких лет, но в последние несколько месяцев их число выросло, в том числе на фоне санкций США, Великобритании и Евросоюза после начала военной операции на Украине.
С такой просьбой к Forbes обратился основатель соцсети «ВКонтакте» и мессенджера Telegram Павел Дуров, родившийся в Санкт-Петербурге. «Павел уехал из России много лет назад и не собирается возвращаться», — сообщил изданию его представитель. Дуров в 2014 году говорил, что не намерен жить и работать в России, свое решение покинуть страну он объяснил в тексте «Семь причин не возвращаться». Среди них предприниматель назвал «отсутствие честных и независимых судов» и «обилие противоречащих друг другу законов». В 2013 году основатель Telegram получил гражданство Федерации Сент-Китс и Невис, а осенью 2021 года — Франции. В последние годы он живет в Дубае, где находится штаб-квартира Telegram.
В рейтинге Forbes 200 богатейших бизнесменов России за 2021 год. Дуров занимает девятую строку с состоянием $17,2 млрд. Американская версия журнала в апреле 2022 года оценила его в $15,1 млрд.
Не называть их российскими бизнесменами также попросили братья Игорь и Дмитрий Бухманы, которые в 2004 году основали в Вологде разработчика мобильных игр Playrix. В 2013 году они перенесли бизнес в Ирландию. Предприниматели попросили Forbes называть их гражданами Израиля, куда они эмигрировали в 2016 году. Сейчас братья живут в Лондоне. В 2021 году российский Forbes оценил состояние Игоря и Дмитрия Бухманов в $7,9 млрд у каждого; по данным американской версии журнала, в апреле текущего года оно составляет по $8,1 млрд.
С аналогичной просьбой к журналу обратился сооснователь технологической компании Revolut Николай Сторонский (Ник Сторонски). Он родился и вырос в России, но в возрасте 20 лет уехал из страны. «Ник — гражданин Великобритании», — подчеркнул его представитель. По оценке американского Forbes, состояние Сторонского на апрель 2022 года составляет $7,1 млрд. В российской версии приведены данные за 2021 год — $1,2 млрд.
Не называть его россиянином попросил партнер миллиардера Романа Абрамовича и глава инвестиционной компании Millhouse Евгений Швидлер. К журналу обратился не сам бизнесмен, а его деловой партнер, заявивший, что Швидлер «не является и никогда не был гражданином Российской Федерации». Предприниматель родился в Уфе, однако «технически у него никогда не было российского паспорта», пишет Forbes. В 1994 году он получил гражданство США, а в 2010 году — Великобритании. Американский Forbes оценивает состояние Швидлера в $1,7 млрд (данные за апрель 2022 года).
К Forbes также обратился уроженец Украинской ССР Леонард Блаватник. Он вырос в России, а в 1978 году переехал в США в возрасте 21 года. Как пишет Forbes, предприниматель «разбогател в партнерстве с Виктором Вексельбергом», который находится под санкциями США и Британии за «тесные связи» с российским президентом Владимиром Путиным. Сам Блаватник не фигурирует в санкционном списке. Он инвестировал в Warner Music, нефтехимическую компанию LyondellBasell, делал пожертвования Стэнфордскому, Гарвардскому и Оксфордскому университетам. Представитель Блаватника заявил Forbes, что бизнесмен «никогда не был россиянином и не является олигархом»; у него есть американское и британское гражданство. Состояние бизнесмена, по данным за апрель, — $34,3 млрд.
Еще один предприниматель — Юрий Мильнер, Forbes называет его «самым влиятельным технологическим инвестором в России». Мильнер родился в Москве и окончил МГУ. На сайте бизнесмена, обратил внимание Forbes, он указан как израильский инвестор. Мильнер получил гражданство этой страны в 1999 году, а с 2014 года живет в Калифорнии. По словам предпринимателя, он не был в России с 2014 года, не имеет активов в стране и никогда не встречался с Путиным. Американский Forbes оценивает его состояние в $7,3 млрд; бизнесмен есть и в российской версии рейтинга за 2021 год с состоянием $4,8 млрд.
С начала российской военной операции на Украине санкции против российских бизнесменов ввели Евросоюз, США, Великобритания, Швейцария и другие страны, их активы оказались заморожены. В Кремле сравнили эти действия с «ограблением, как на Диком Западе», и подчеркнули, что российские предприниматели честно заработали на то, что оказалось конфисковано из-за санкций.