В испанской Малаге открывается выставка произведений Казимира Малевича
Государственный Русский музей привёз в город около 50 работ художника. Экспозиция охватывает едва ли не весь творческий путь Малевича.
От импрессионизма к символизму, а затем — к алогизму и вершине творчества — супрематизму и супранатурализму. У Русского музея — самая богатая коллекция работ Казимира Малевича. Экспозиция, которая открывается в филиале Музея в Малаге, показывает все этапы в творчестве мастера. Малевича уже выставляли в Испании, но из полусотни работ, представленных здесь, около трети — этому зрителю покажут впервые.
В одном из залов Малевич представлен как художник в широком понимании этого слова. В 1913 году с друзьями-футуристами Малевич создал оперу-буф "Победа над солнцем". Эти костюмы сшиты по его эскизам. Здесь же можно посмотреть фрагменты спектакля. К столетию премьеры "Победы над солнцем" его воссоздали для зрителей в Москве и Петербурге.
В "Победе над солнцем" художники будущего, называющие себя будетлянами, будто прощаются с солнцем русской поэзии, Пушкиным. На небосводе восходит новое светило — тот самый черный квадрат. Когда полотно впервые выставили в музее, его поместили в угол — это была отсылка к иконописным мотивам, присущим раннему Малевичу. Он так и говорил про серный квадрат: "Для меня это — икона". На выставке в Малаге в углу мы видим "Красный квадрат". Здесь же — триптих – "Квадрат", "Крест", "Круг".
"Я люблю Малевича за его за то, как он отображает форму и цвет. Он делает свои работы более свободными и то, как это отображается в его искусстве, делает его фантастическим художником. Испанской публике в целом больше близко классическое искусство, но я уверен, что наша публика примет этого художника", — считает Хосе Мария Луна Агилара, директор коллекции Русского музея, центра Помпиду и дома-музея Пикассо.
Так называемый "Второй крестьянский цикл", в котором мы видим рабочих — могучих, но бесправных и безликих — соседствует с одним из самых известных шедевров Малевича — "Спортсмены". В них угадываются и крестьянские мотивы и диктатура времени. Художник понимал, что при новой — советской — власти подходы меняются, и соцреализм вошел в культурную жизнь надолго. В конце экспозиции мы встречаем работы, по которым видно: автор пытался писать "как все", но очевидно, что если бы мастер всегда ориентировался на других, а не на себя, Малевич не стал бы Малевичем. Выставку завершает автопортрет, написанный за два года до смерти: он сам говорил, "я возвращаюсь к лику". Лицо выполнено в стиле Ренессанса, но большая часть полотна — это тот самый супрематизм.
"Он и называет эту работу не Портрет, а Художник. То есть это обобщённый образ художника вообще. Регессанс здесь используется как универсальная система, в которую он все равно вносит супрематические элементы. Вы же видите: это не объемное изображение, оно все равно плоскостно", — рассказывает Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе.
В этом сезоне филиал Русского музея в Малаге выставляет работы сразу двух мастеров. Наряду с Малевичем зрители познакомятся с творчеством отца русского авангарда — Давида Бурлюка. Один из организаторов эпатажных акций русских футуристов, он знаменит как ревнитель свободы в искусстве. Малагу называют культурной столицей не только Андалусии, но и всей Испании. Русский музей ценит испанского зрителя за то, что ему всегда интересно искусство наших мастеров.
"Позволяет наша коллекция: самая большая и в России и в мире, где представлены все направления и школы и можно каждый раз делать по-новому. Мы стараемся разрушать стереотипы. Рождался в целом этот проект при поддержке наших российских предпринимателей и Игорь Шехелев нас постоянно поддерживает. Без его поддержки мы не смогли бы сделать так, как сделали", — рассказал Владимир Гусев, директор Русского музея.
Работы Казимира Малевича и Давида Бурлюка будут экспонироваться в Малаге до февраля будущего года, и в музее рассчитывают, что имена основателей русского авангарда привлекут не только жителей Малаги, но и многочисленных туристов. Благодаря опыту предыдущих выставок, сомневаться в успехе не приходится, ведь за три года в филиале Русского музея в Малаге встретили около пятисот тысяч посетителей.