Работа курьером: какая ситуация на рынке труда, как компании привлекают соискателей и какие прогнозы на будущее
Как сообщает сайт oborot.ru, небывалый рост интернет-торговли в минувшем году многократно усилил спрос на доставку, который продолжился и в 2021 году. Так, по данным Data Insight, за первый квартал текущего года на рынке розничной электронной торговли было доставлено 290 млн посылок. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил 56%. По доле заказов и продаж в 2020 году с большим отрывом ожидаемо лидировали Москва и Московская область — суммарно на них пришлось 33% всех российских заказов и покупок.
По данным из открытых источников, в России на данный момент трудится порядка 300 тысяч курьеров и для закрытия срочных потребностей рынку не хватает еще 100 тысяч новых сотрудников. Приток в профессию за счет внутренних ресурсов не столь активный как прогнозировалось в 2020 году. Россияне не спешат становиться курьерами по целому ряду причин: это работа не считается престижной, она сложная как в физическом, так и эмоциональном плане, зарплаты часто не оправдывают ожидания, отсутствие как таковой карьерной лестницы, в большинстве случаев сотрудники не могут апеллировать к своему начальству при возникновении спорных ситуаций, зато система штрафов работает исправно. По данным исследования, проведенного в 2020 году маркетинговым агентством "Русопрос" и онлайн-сервисом доставки "СберМаркет", 40% жителей городов готовы были работать курьерами или сборщиками заказов.
По данным hh.ru, с 2018 года спрос на курьеров увеличился более чем на 500%. Наибольший процент — почти 2% вакансий, размещенных в первом полугодии 2021-го на сайте в разделе "Начало карьеры", приходится на курьеров.
С каждым годом дефицит курьеров только усиливается. Конечно, выходом из положения стало бы привлечение значительного числа мигрантов, но этот вопрос находится исключительно в компетенции государства и компании могут лишь обозначить свои потребности. Так, сейчас курьерами трудится не более 100 тысяч иностранных граждан.
Экономическая ситуация также не способствует интенсивному притоку иностранных граждан из ближнего зарубежья. По данным маркетингового агентства Action, 40% российских компаний, которые ранее нанимали на работу мигрантов, сейчас испытывают недостаток в рабочей силе. В январе-мае 2021 года количество новых патентов на работу для иностранцев сократилось на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Ситуация непростая и наша ассоциация в самое ближайшее время начнет работать над ее решением совместно с участниками рынка и государственными органами.
В 2020 году рынок серьезно изменился, поэтому необходимо оптимизировать существующую модель привлечения работников в отрасль. Работать по-старому больше не получится, соискатели будут мгновенно реагировать – низким откликом. Возможно, для ликвидации кадрового голода необходимо сосредоточиться на внутренней миграции, то есть привлечении жителей городов в мегаполисы на работу курьерами, работниками складов вахтовым методом. Для справки: по данным hh.ru в 2021 году вахтовый метод в своих вакансиях предлагают лишь 6% работодателей.
Но, конечно, в данном вопросе тоже не все так просто. Рекрутинг должен быть согласован с региональными администрациями. Плюс встает вопрос с жильем – в крупных городах аренда дорогая, поэтому следует заранее позаботиться о местах для проживания наемных работников с учетом продолжающих действовать ограничений из-за COVID – 19.
Есть и другие важные вопросы, ответы на которые пока только предстоит найти. Например, если курьер решит уйти в компанию, предложившую ему более высокую зарплату, то как в таком случае компания-рекрутер будет компенсировать потраченные средства для его привлечения?
Чем и как компании привлекают курьеров
Сейчас компании вынуждены конкурировать между собой за курьеров, разными способами привлекать и, самое главное, удерживать сотрудников: повышать зарплаты, реализовать внутрикорпоративные программы, включая премиальные, предлагать гибкие графики работы (2/2, 3/3, 4/2), подходящие локации, страховки и многое другое.
По данным hh.ru, в 2020 году средняя зарплата курьера составляла 69 тысяч рублей в Москве и 59 тысяч рублей в регионах. Сейчас же она увеличилась до 86 тысяч рублей в столице и до 69 тысяч рублей в регионах. И продолжает расти. Автокурьер в Москве запросто может заработать 100-120 тысяч рублей в месяц и даже больше. Зарплата пеших курьеров, доставляющих заказы на следующий день, составляет 90-100 тысяч рублей. По мнению многих работодателей, Фонд оплаты труда курьеров за последний год вырос на 25-30% и тенденция к росту продолжается.
Кстати, в последнее время вырос спрос именно на курьеров с автомобилями: машина вмещает 50 заказов, в то время как пеший или велокурьер могут перевезти только 5-10 заказов.
Зарплаты растут, но при этом качество доставки "до двери" все еще оставляет желать лучшего, хотя эта опция и является самой дорогой в портфеле услуг компаний доставки.
Кто может позволить себе платить курьерам выше среднего рынка? Только крупные игроки. Средним и маленьким компаниям для этого придется повышать стоимость доставки, чтобы компенсировать издержки, что скажется на конечной стоимости доставки.
Также нужно иметь в виду, что небольшие курьерские службы связаны долгосрочными договорными обязательствами с заказчиками услуг доставки, в которых указана не индексируемая стоимость доставки (оплата за заказ), но с учетом все повышающегося спроса на курьеров и роста их зарплат компании вынуждены работать в убыток, выполняя договорные обязательства. Компаниям платят за заказ обозначенную в договоре сумму, а курьеру, для его удержания, приходится платить больше.
Оптимизация логистических цепочек на всех этапах и создание условий, при которых коэффициент полезного действия (КПД) каждого курьера будет максимальным – перспективное направление, реализуемое уже многими компаниями.
Курьер vs ПВЗ/Постаматы
По результатам недавнего исследования "AliExpress Россия" и РАЭК, 68% компаний предпочли бы выдавать клиентам заказы через ПВЗ или постаматы, 17% хотели бы работать только с самовывозом и лишь 15% выбрали доставку курьером.
Также предприниматели высказали свое мнение и об оптимальной стоимости доставки:
45% компаний готовы платить за доставку заказа покупателю от 50 до 100 рублей;
24% — не более 50 рублей;
почти столько же (23%) готовы тратить от 100 до 200 рублей;
платить больше 200 рублей могут себе позволить только 8% компаний.
Но тут важен контекст, ведь информации для того, чтобы делать однозначные выводы, явно недостаточно. Выбор способа доставки зависит не только от финансовых возможностей, но и от рода деятельности компании – далеко не всем подойдут ПВЗ. Однако в определенной степени можно утверждать, что компании не готовы постоянно увеличивать выплаты курьерам, поскольку это экономически не выгодно, тем более при наличии альтернативных способов доставки.
В тех областях, где не обойтись без доставки "до двери", главными будут два фактора: возможность привлечения большего числа курьеров по оптимальной цене и автоматизация, оптимизация маршрутов для увеличения КПД каждого курьера.
Прогнозы
Большая доля рынка логистики, а значит и доля курьеров, останется за теми, кто обладает большими ресурсами и возможностью для развития инфраструктуры, причем не только в федеральных центрах, но и на локальных рынках. Речь идет о крупных игроках рынков e-commerce и доставки, омниканальных ритейлеров.
Но даже им приходится сложно, поэтому в условиях дефицита курьеров они вынуждены привлекать внешние курьерские службы для обеспечения доставки "до двери" конечному покупателю.
На сферу доставки в ближайший год будут влиять следующие факторы: возможность привлечения рабочей силы в отрасль, скорость внедрение курьерскими компаниями современных цифровых инструментов, обеспечивающих оптимизацию всех этапов цепочки доставки, автоматизацию курьерских маршрутов, скорость развития сетей ПВЗ и постаматов. Немаловажным станет и принятие мер, направленных на повышение престижности профессии курьера.
Считаю, что в ближайшее время может усилиться внутриотраслевая конкуренция между службами доставки, а также в случае существенного роста зарплат курьеров — межотраслевая конкуренция за мигрантов, то есть компании постараются привлекать в курьеры иностранцев из сферы строительства и нефтегазового сектора, работающих на удаленных территориях.
Объемы доставки будут только расти, и курьерская доставка не станет исключением. Тренд на увеличение заработных плат и высокого спроса на курьеров сохранится в ближайшие 2-3 года.