Секреты истории. Последний приют царицы Тамары.
До нашего времени дошло множество противоречивых легенд о царице Тамаре. Самая последняя из них не дает покоя историкам и путешественникам.
Тамара правила Грузией и своим собственным двором в Мцхете твердой, порой жестокой рукой, нередко вызывая недовольство феодалов, привыкших рассматривать свои вотчины как самостоятельные княжества. Непривычно было гордому и непокорному грузинскому дворянству подчиняться «слабой» женщине.
Тамара (1166—1209/1213) — знаменитая грузинская царица (1184—1209/1213), с именем которой связан один из лучших периодов в истории Грузии.
Она происходила из династии Багратионов и была дочерью Георгия III и царицы Бурдухан, дочери осетинского царя Худана. Воспитала её высокообразованная тетка Русудан. Современные царице поэты восхваляли её ум и красоту. Её называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарным прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту. О её совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времён. Её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Всё царствование Тамары окружено поэтическим ореолом.
Достоверные исторические сведения сопровождаются легендарными сказаниями с самого дня вступления её на престол. Отец короновал её на царство (1178 г.) ещё при своей жизни, но лишь по смерти его (1184) Тамара стала править государством. Царица немедленно созвала собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка. Отрешены были от кафедры недостойные архиереи, смещены злоупотреблявшие своей властью правители, церкви освобождены от повинностей, участь крестьян облегчена, водворён внутренний мир.
Тамара была признана царицей от Понта до Гургана (Каспия) и от Спер (линия от Трапезунда к Карсу) до Дербента, Хазаретии и Скифии. Девизом своего правления она провозгласила милость и правду: «Я отец сирых и судья вдов», — говорила Тамара. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания. Избегая осложнений внутри царства, царица вела ряд войн с соседними государствами.
Первый её супруг, русский князь Георгий (по мнению Карамзина — сын Андрея Боголюбского), совершил военные экспедиции на север Армении, в Ширван и Эрзерум. Когда брак Тамары с Георгием был расторгнут — по словам грузинского летописца, вследствие творившихся князем бесчинств, — то бывший супруг Тамары стал её врагом и с большим греческим войском двинулся из Константинополя в Грузию для возвращения потерянного престола. Несмотря на то, что к нему примкнули некоторые областные правители, русский князь был разбит и исчез после того без вести.
Через 10 лет после вступления на престол Тамара вступает в новый брак — с другом детства, осетинским владетелем Давидом Сосланом, — и открывает наступательную политику. Она завоёвывает Тавриз, Эрзерум, одерживает блестящую победу над султаном ардебильским. Битва при Шамхорате (1195 г.) приносит ей громкую славу, отголоски которой слышатся в русском сказании об иверской царице Динаре. Победоносное её шествие завершается поражением (1203 г.) Нукардина, султана алеппского.
Обеспечив Грузии политическое господство во всей Малой Азии, смирив внутренних и внешних врагов, расширив пределы царства, Тамара позаботилась и о духовном развитии Грузии. При её дворе собирается плеяда славных писателей, доведших грузинский язык до полного совершенства. Её правление ознаменовано поэтической деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших «богоподобной царице» восторженные оды.
Ангел или демон?
Еще со школьной скамьи мы узнаем о жестокой правительнице Грузии - легендарной царице Тамаре, жившей в Дарьяльском ущелье, - из вдохновенного стихотворения Михаила Лермонтова.
Была Тамара, по словам поэта, «как ангел небесный, прекрасна, как демон, коварна и зла». Каждую ночь пировала кавказская красавица с новым возлюбленным - боготворящим ее юношей. И каждое утро еще один окровавленный труп принимали волны могучего Терека…
Но из исторических книг предстает другая Тамара - мудрая правительница, память о которой сохранилась на Кавказе в виде многочисленных крепостей, оберегающих мир в горных ущельях.
При ней создаётся светская романическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонили, автор «Амиран Дареджаниани», и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине. Наконец, в её царствование выдвинулся Витязь в тигровой шкуре Шота Руставели. Легендарная история, приписывающая Тамаре все замечательные храмы и крепости Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею. Среди них — роскошный Вардзийский дворец, вырытый в обрывистой скале близ Ахалцихе, вмещающий в себе до 360 покоев.
Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Тамары. Её имя с одинаковым благоговением передаётся в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа.
Грузинская церковь причислила её к святым. Грузины-горцы считают Тамару святой-целительницей всех недугов. В Сванетии Тамара из воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты. Народ верит, что Тамара не умерла, а спит на золотом ложе; когда дойдёт до неё голос людской скорби, она проснется и воцарится вновь. Это поверье поддерживается отсутствием точных указаний о местонахождении её могилы.
Иногда историки что-то неуверенно говорят о фамильном склепе Давида Сослани, но будь этот склеп местом захоронения Тамары, он с самого начала стал бы местом паломничества. Любивший ее народ явно не знал никогда, куда идти на поклон покойной. Вместо царственных останков — одно сияние имени… И все же сохранилось два более или менее связных предания о Тамариной могиле.
Версия 1
Сохранилось два предания, одно — грузинское, другое — европейское.
Грузинское : согласно первому преданию, царица завещала похоронить ее тайно, скрыв последний приют от друзей и недругов, дабы в случае вторжения неверных, которое она предчувствовала, избежать надругательства. В девяти направлениях отправились девять похоронных дрог и в девяти провинциях довольно обширного царства похоронили девять самшитовых гробов. Иногда темпераментные грузины идут еще дальше и утверждают, что после этого девять молодых братьев, совершивших «обряд» и преданных царице даже по ту сторону жизни, пронзили друг друга мечами, дабы не выдать ненароком тайну.
Собор Богоматери в Кутаиси, более известный в народе как «Баграти» (в честь Баграта III, первого «собирателя грузинских земель»), старше Тамары на сто с лишним лет. Когда царица приезжала сюда помолиться, он уже был знаменит и славен. Недавно в нём было обнаружено богатое захоронение знатной женщины, предположительно- царицы Тамары.
Европейское : в начале XIII века некий рыцарь Де-Буа писал с Востока архиепископу Безансонскому во Францию: «Теперь послушайте новости, удивительные и важные. Узнал я по слухам, а потом установил истинность этого дела через достойных доверия послов, что из Иберии христиане, именуемые георгенами (грузинами), бесчисленной конницей и пехотой, воодушевленные Божьим содействием, весьма сильно вооруженные, выступили против неверных язычников и быстрым натиском уже взяли триста крепостей и девять больших городов, из коих сильными завладели, а слабые обратили в пепел.
Из указанных городов один, расположенный на Евфрате, считается самым знаменитым и богатым из всех языческих городов (подразумевается Эрзерум). Владетелем того города был сын вавилонского султана… Вышеупомянутые идут, чтобы освободить землю священного Иерусалима и покорить весь языческий мир. Царю их знатному шестнадцать лет, он подобен Александру мужеством и добродетелью, но не верой (автор имеет в виду, что Александр Македонский был язычником, а грузинский царь, в данном случае Лаша, Георгий, — христианин.). Этот юноша везет с собой кости своей матери, могущественной царицы Тамары, которая при жизни дала обет побывать в Иерусалиме и просила сына своего: если она умрет, не побывав там, отвезти ее кости ко Гробу Господню. И он, помня о просьбе матери… решил перевезти ее останки, захотят того или не захотят язычники».
Версия 2
После смерти царицы родственники Тамары не без основания боялись надругательства над ее останками. Чтобы этого не произошло, были изготовлены четыре абсолютно одинаковых дубовых гроба. В один из них положили умершую царицу, а в остальные – других, похожих на нее женщин, которым это сходство стоило жизни: посмертные «двойники» царицы были, по дошедшим легендам, отравлены, став первыми, но отнюдь не последними жертвами царских похорон.
Посмертные жертвы
…После отпевания усопшей владычицы Грузии четыре гроба были вынесены из кафедрального собора Светицховели в Мцхете и отправлены в разные места, ведомые лишь тем, кто их вез.
Ночью четыре процессии тайно покинули царский дворец и разъехались в разные стороны. Места этих четырех захоронений неизвестны до сих пор. Тайну их сохранили просто и жестоко. Участники каждой процессии после возвращения в Мцхету были окружены воинами и безжалостно изрублены.
Предусмотрительность приближенных царицы, скрывших тело своей повелительницы, однако, пошла еще дальше. А вдруг кто-нибудь из этих воинов-палачей во время предсмертной исповеди жизни проговорится, по чьему приказу и за что убивал ни в чем не повинных соотечественников? Так что и с ними чуть погодя расправился специальный отряд преданных царице гвардейцев.
Шота Руставели назвал Тамару «беспощадной тигрицей». М. Ю. Лермонтов, живший в Грузии и слышавший народные легенды о царице, написал о ней, что она была «как демон коварна и зла», а кроме того, отличалась сладострастием. Сладострастной назвал царицу и М. Е. Салтыков-Щедрин.
Четыре могилы
Гроб с телом царицы Тамары искали восемь веков. Были тщательно обследованы все места, которые по каким-либо соображениям могли стать последним пристанищем легендарной властительницы.
Особенно пристальное внимание было уделено царскому кладбищу Гелати в Мцхете. Здесь располагался фамильный склеп правящего рода Багратиони. На царское кладбище указывала и одна из легенд. В ней говорилось, что, для того чтобы предупредить кощунственное разграбление могилы, золотой гроб с царицей вложили в один из четырех дубовых гробов, впоследствии тайно захороненных в разных концах кладбища.
Однако самый тщательный поиск, в котором приняли участие даже операторы биолакации, не принес ученым успеха в обнаружении могилы.
Вторым местом, о котором также говорят предания, было Касарское ущелье. Умирая, Тамара завещала похоронить ее рядом с мужем Сосланом. Выполняя волю царицы, трое ее приближенных тайно переправили оба гроба в ущелье и спрятали там в одной из пещер. Но обнаружить двойное захоронение не удалось ни ученым, ни охотникам за сокровищами.
Третьим местом возможного захоронения царицы, фигурирующим в легендах, был западный склон горы Казбек. Косвенным подтверждением этого служил следующий факт. Почти во всех легендах о смерти Тамары обязательно упоминалось, что вместе с ее телом была также спрятана царская казна. На склонах Казбека, на высоте 4100 метров, есть практически недоступная пещера Бетлени. В ней, по преданиям, грузинские цари прятали свои сокровища.
В 1948 году специальная экспедиция, в состав которой входили опытные альпинисты, поднялась по отвесному 300-метровому склону к пещере. Вход в нее был закрыт обитой железом массивной дверью. Рядом с дверью к скале были прикреплены остатки железной цепи, по которой когда-то можно было достичь входа в пещеру. Участники экспедиции нашли в пещере древнюю хоругвь, иконы, старинные монеты, но захоронения царицы в ней не обнаружили. Не было их и в высеченных в скале подземельях расположенного на высоте 4000 метров старинного Бемлемского монастыря.
Было, наконец, еще одно место, привлекавшее историков, — это Вардзиа, пещерный город, расположенный на высоте 1300 метров над уровнем моря. Царица Тамара уделяла Вардзиа особое внимание: монастырь должен был стать новым религиозным и культурным центром, а заодно и неприступной крепостью, надежным форпостом на подступах к столице Грузии. Тамара торопилась, многие в стране были противниками воцарения молодой энергичной царицы.
Легенда рассказывает, что по ее велению ежедневно высекали в скале по одной комнате - 365 пещер в год! За два года такого скоростного строительства возникло свыше 600 помещений в скале.
Во время своего царствования царица Тамара любила приезжать в созданный ею еще в период девичества монастырь… Среди жителей окрестных сел ходит легенда, что по ее желанию она была захоронена в одном из тайных подземелий этого монастыря-крепости.
Соборное погребение
Не так давно группой историков было высказано оригинальное предположение, что гроб с царицей нужно искать в соборе, в котором ее отпевали.
Пока шло отпевание в кафедральном соборе Светицховели, под храмом шла тайная работа: готовили могилу-склеп для вечного упокоения венценосной Тамары. Для нее был использован тайный подземный коридор, сообщавшийся с устроенным внутри самого собора колодцем. Этот потайной ход вел к обрывистому берегу реки. Он был прорыт на случай вынужденного бегства обитателей кафедрального собора во времена нашествий.
При таком захоронении могила легендарной царицы находилась бы под куполом собора, в полном соответствии с традицией упокоения тел коронованных особ. Таким образом, приличествующий закону и устоявшийся обряд был полностью выдержан.
Причина, по которой потайная комната с гробом царицы Тамары не была обнаружена, связана с особенностью расположения собора — в месте слияния излучин двух рек: Арагвы и Куры. Ниже по Куре, метров 600 от излучины, в 1926 году была построена плотина и электростанция. Плотина высотой около 12 метров значительно подняла уровень вод Арагвы и Куры у излучины и немного выше по течению. Потайная комната с гробом царицы могла оказаться в зоне затопления.
Пещера за решеткой
Все гипотезы о месте, где захоронена царица Тамара, очень логичны. Одно плохо — любые поиски заканчивались неудачами. Постепенно археологи оставили попытку найти гроб с телом царицы.
Между тем есть еще одно место, где может находиться захоронение. Ученые, пытавшиеся обнаружить гроб в окрестностях Казбека, были в целом на верном пути. Ее действительно могли захоронить поблизости от горы, только не в известной всем Бемлемской пещере, а в еще более недоступной и, главное, никому не известной, расположенной в ущелье Терека. Узнал автор этой статьи о ней совершенно случайно.
Более 30 лет назад студенты Московского геологоразведочного института под руководством тренера, мастера спорта по альпинизму Эдуарда Грекова совершали восхождения на вершины в районе «Грузинского угла». Первая ночевка состоялась в верховье реки Кистинки. Возбуждение от мрачной красоты окружающих ущелье гор, быстрой реки, несущей свои воды к Тереку, не давало нам уснуть, и мы полночи слушали рассказы Грекова о его приключениях в горах. Среди прочего мы услышали историю, имевшую непосредственное отношение к царице Тамаре.
Примерно в 1963-1964 годах на Военно-Грузинской дороге, недалеко от высокогорного селения Казбеги, произошла трагедия. На крутом повороте шофер не смог удержать машину, и она вместе с четырьмя пассажирами рухнула в ущелье Терека. Прибывшему на место происшествия горноспасательному отряду пришлось поднимать на дорогу тела погибших путешественников.
При спуске один из спасателей увидел под карнизом скалы темное отверстие - вход в пещеру, загороженный кованой заржавевшей решеткой. Попытки добраться до него успеха не имели, и обследование пещеры было отложено до лучших времен. Но они не наступили - на следующий год все участники спасательных работ погибли во время восхождения на одну из вершин «Грузинского угла».
Эдуард Греков узнал о загадочной пещере от начальника спасательного отряда. Оба были наслышаны о таинственном захоронении царицы Тамары и были уверены, что гроб с ее останками спрятан за кованой решеткой. Но начальник отряда погиб, а Греков в скором времени переехал в Москву, и ему уже было не до экспедиций с сомнительной надеждой на успех.
Так что найденная в ущелье Терека пещера с кованой решеткой - а ее ведь для чего-то устанавливали - до сих пор ждет энтузиастов, которые, может быть, смогут разгадать последнюю тайну легендарной Тамары…