Почему евреи ушли из Египта

Почему евреи ушли из Египта

3 марта 2014
Почему евреи ушли из Египта

В 1628 году до н.э. израильтяне покинули Египет. Учёные считают, что причиной стало извержение вулкана в Греции.

Научные исследования показывают, что в библейском повествовании об исходе есть доля исторической правды. Но на самом деле все происходило несколько иначе.

Барбара Сивертсен (Barbara J. Sivertsen), профессор геологии в Уни­верситете Чикаго, исследовала местность на предмет вулканической активности в интересующие нас вре­мена. В результате библейская история получила целый ряд объяснений.

Переселение народов вызвала засуха

Археология располагает множеством доказательств того, что движение народов в данной области происходи­ло постоянно. Один род вытеснялся другим, имели место незначительные миграции, вывоз пленных, а также путешествия и торговля. Но когда слу­чалась засуха и возникала угроза голо­да, древним племенам приходилось отправляться на поиски новых при­годных для жизни мест обитания.

Сегодня мы знаем, что внутритропическая зона конвергенции (область низкого давления вокруг экватора) в конце XIX века до н.э. сместилась к северу, а это означало, что и муссонные дожди также нача­ли выпадать севернее над истоками Нила в Эфиопии.

Уровень воды в Ниле поднялся, еже­годные разливы стали более обшир­ными, а земли — более плодородными. Но это привело и к изменению розы ветров над Средиземным морем и сокращению осадков, выпадающих на землю Ханаанскую.

Засухи обусловили миграцию наро­дов, вынужденных искать плодород­ные земли за пределами своей роди­ны. Это вполне правдоподобно объясняет, как израильтяне (или этническая группа, превратившаяся в библейских израильтян) оказались в районе Вади -Тумилат в восточной дельте Нила.

Таким образом, в бегство израиль­тян обратило вовсе не рабство.  Нао­борот, раскопки показали, что хананейские племена ступили на эту землю как мощная сила. Это были воины основавшие собственную сто­лицу Аварис. Египетские источники описывают их со всей почтительно­стью, именуя гиксосами, что в пере­воде означает «чужеземные правите­ли» или «цари пастухов». Временами пришельцы играли доминирующую роль в государстве, случалось даже, что они на короткое время захваты­вали власть в египетской столице Мемфисе. Благодаря своему располо­жению Аварис привлекал богатые караваны с товарами из Азии и со временем превратился в процве­тающий центр торговли. Поскольку Вади -Тумилат также выступал в каче­стве своего рода заслона от врагов, египтяне были рады присутствию хананеев.

Хронология исхода израильтян (библейская версия)

Ветхий завет гласит, что в младенчестве Моисея усы­новила дочь фараона, и его будущее рисовалось в радуж­ном свете. Но как-то раз Моисей, увидев избиение раба-иудея, вступает­ся за него и убивает надсмотрщика-египтянина.

После этого ему приходится скры­ваться. Более 40 лет он пасет скот в пустыне. Однажды он видит горящий, но не сго­рающий куст терновника.

В таком образе ему является Господь и велит идти в Еги­пет освободить израильтян из рабства фараона и вернуть их на Землю обетованную. Фараон не отпускает евреев, и в результате на Египет обрушиваются десять казней. Израильтяне уходят из раб­ства. Египтяне преследуют их до Красного моря. Море расступается, пропуская беглецов, и смыкает свои воды над воинами фараона. Моисей ведет свой народ через пусты­ню, где на горе Синай принима­ет от Бога десять заповедей. Через 40 лет скитаний изра­ильтяне под предводитель­ством Иисуса Навина входят в земли Ханаанские.

1. Израильтяне не были рабами египтян (версия учёных).

Климатические изменения, имевшие место в XIX веке до н.э., и смещение зоны муссонных дождей к северу образовали плодородную дельту Нила и привели к засухе в других местах. За этим последовала миграция наро­дов, в результате которой израильтяне оказались в Вади-Тумилате — в вос­точной дельте Нила. Но отнюдь не в качестве рабов. 

Во-первых, они были воинами, во-вторых, у них были деньги и даже определенная власть.

Новые датировки проясняют картину

Если иудеи обладали определенным положением и властью в изобильной плодородной стране, возникает вопрос, почему Моисей предпочел вывести его из этой земли.

До сегодняшнего дня библейская история о десяти казнях и безымян­ном фараоне была лишена историче­ского значения относительно той хро­нологии, которая принята наукой. Археологические раскопки в Египте продолжаются вот уже более 150 лет, так что ученым удалось расставить на свои места многие исторические события. Тем не менее только недавно было установлено, когда израильтяне покинули страну.

Ответ на этот вопрос дали исследо­вания почвенного слоя в Вади-Тумилате. В ходе раскопок было обна­ружено множество фрагментов керамики в хананейском стиле. Ниж­ние же слои грунта состоят из отложе­ний, образованных ежегодными раз­ливами реки. Изучение этого типа почвы связано с определенными тех­ническими сложностями, вот почему только в 1970-е годы археологам впер­вые удалось найти метод определения разных культурных слоев.

К древним поселениям относится и Тель-эль-Даба, своего рода восточ­ный пригород Авариса. При помощи новых методов датирования выясни­лось, что хананейский период закон­чился в XVII веке до н.э., то есть при­мерно на 200 лет позже, чем было принято считать с точки зрения клас­сической библейской традиции. Новые датировки придают совершен­но новый исторический смысл пове­ствованию об исходе, который вовсе не был следствием протеста против рабства, а скорее объясняется резким ухудшением условий жизни.

2. Неопалимая купина — гейзер?

Красное море возникло в результате движения двух континентальных плит. Аравийская плита медленно отодвигается от Африканской, по­верхностный слой растягивается, становясь более тонким и ломким, что приводит к появлению такого вида вулканической активности, как огненные гейзеры.При извержении они выбра­сывают сгустки лавы на высоту до 100 м. В пустыне на северо-западе Саудовской Аравии они превратили огромную территорию в поверхность из черного базальта. 

Неопалимая купина вполне могла быть огненным гейзером.

Вулкан вызвал цепную реакцию

Извержение вулкана на греческом острове Санторини, случившееся в 1628 году до н.э., было невероятно мощным. Ученые полагают, что высота облака вулканического пепла над уров­нем моря достигла 36-38 км. Но из-за кривизны поверхности Земли из дель­ты Нила его не было видно, и взрыв при извержении был принят за отда­ленные раскаты грома, а ударная волна вызвала дребезжание глиняной посуды в жилищах Тель-эль-Дабы.

Через час на египетское побережье обрушилось цунами, порожденное ударной волной. Водные массы про­двинулись вглубь дельты, затопив рав­нины. На следующий день эхо ката­строфы прокатилось по всему Египту.

Пресные источники были испорче­ны соленой водой, погибло много пресноводной рыбы. Здесь же кроет­ся объяснение первой египетской казни по Библии, согласно которой вода обратилась в кровь. С водным потоком на материк попала сине-зеленая водоросль триходесмиум (Trichodesmium), обитающая на поверхности вод средиземномор­ского побережья. Она усваивает попавшую в воду железосодержащую пыль, выделяя затем в больших коли­чествах растворенный органический азот. В период массового развития эта водоросль приобретает красный оттенок, который и придал Нилу то самое красноватое свечение, при­нятое в те времена за кровь. Вторая казнь — нашествие жаб — объясняется тем, что тысячи лягушек покинули посолоневшие водоемы, чтобы выжить. Поскольку часть лягушек погибла, а выжившие оставили свои болотистые ареалы обитания, чис­ленность популяций комаров и ово­дов вдоль побережья Нила катастро­фически возросла. Они стали третьей и четвертой казнями.

Найдется место в этом ряду объяс­нений и вулканической пыли. Совре­менные спутниковые исследования извержений вулканов показывают, что от 75 до 90% пепла оседает на зем­лю в течение 36 часов. Первые части­цы пыли, вероятно, достигли Египта через шесть часов после извержения. Их принесло ударной волной, и они медленно начали кружить над поверх­ностью земли. Затем сильный северо- западный ветер принес и само облако пепла, и, как показали образцы почвенных слоев, пепел развеяло по территории площадью свыше 2 млн кв. км. К наступлению абсолютной темноты это не привело, но само явле­ние было настолько необычным для этой солнечной земли, что в библей­ском толковании оно получило название тьмы египетской, которая упоми­нается как девятая казнь.

Кислая зола вызывает сильное раз­дражение слизистой оболочки глаз и может привести к появлению на коже волдырей и ожогов. Так может объясняться шестая казнь — язвы и нарывы. Крупный рогатый скот, лошади, овцы и козы надыша­лись пеплом, засорение легких приве­ло к высокой смертности популяций животных. Так может объясняться пятая казнь — мор домашнего скота.

Пустыни Саудовской Аравии заполнены черным базальтом — это следствие высокой вулканической деятельности.

Извержение на Санторини повлек­ло за собой такие экстремальные при­родные явления, как циклоны и гро­зы. Поскольку в Библии говорится, что несчастья обрушились во время сбора на полях урожая, извержение, вероятно, произошло в январе или феврале. В это время года ближнево­сточные грозы часто сопровождаются градом — такова была седьмая казнь. Град привел к неурожаям, что повлек­ло за собой нашествие саранчи, пол­чища которой жадно пожирали все, что еще оставалось на полях. Это была восьмая казнь.

Десятой и последней казнью стала смерть первенцев. Факт того, что сре­ди пострадавших оказались исключи­тельно египтяне, а не израильтяне, историки воспринимают скорее как толкование идеологического характе­ра, а не как исторический факт.

В любом случае вывод такой: десять казней на Египет наслал вулкан Сан­торини, превратив цветущую плодо­родную землю в зону стихийных бед­ствий. 

3. Десять казней египетских.

Верхние хананейские геологические слои в Аварисе содержат частицы кислой золы. Ее химический состав аналогичен тому, что был обнару­жен на греческом острове Сантори­ни, где в 1628 году до н.э. произо­шло мощное извержение вулкана. Ученые подсчитали, что в результате было выброшено 60 км3 магмы, то есть вулканический индекс взрыво­опасности был равен 7. Высота ги­гантского облака пепла составила 36-38 км над уровнем моря.

Извер­жение послужило толчком к бед­ствиям, ставшим прообразами деся­ти египетских казней.

Климат предопределил странствия израильтян

Таким образом, израильтяне сами решили уйти из региона, ставшего неблагоприятным для проживания. Вполне возможно, что после катастро­фы фараон мог просить пришельцев покинуть страну, поскольку египтянам грозила острая нехватка продоволь­ствия из-за последствий извержения.

Известно немало примеров, когда в подобных ситуациях появляются лидеры, способные повести за собой людей. Моисей был будто создан для этого. Он побывал в земле Мадиамской (северо-западная часть Саудов­ской Аравии), и «было ему там явле­ние Бога в неопалимой купине, и указал ему Господь на бедствия народа израильского в Египте». В этой связи образ Моисея следует, видимо, толковать как продукт коллективного знания.

История свидетельствует о том, что пастухи из Вади-Тумилата стран­ствовали по пустынным землям к востоку и знали, с чем там можно столкнуться. Значит, Моисей мог выбрать уже знакомый ему маршрут. От Вади-Тумилата они направились на юго-восток, пересекли Синайскую пустыню и вышли к побережью Крас­ного моря. Сильный северный ветер — следствие климатических изменений, вызванных извержением вулкана, — заставил воды Красного моря отсту­пить от берега. Израильтяне провели в Синайской пустыне 40 лет. Путь длиной 800 км не мог длиться так долго; вероятно, они попросту стали бедуинами, поскольку им некуда было идти. Барбара Сивертсен дати­рует исход 100-150 годами ранее, чем было принято считать, связав его с извержением вулкана Санторини в 1628 году до н.э., что придает долго­му странствованию новую историче­скую логику. В те времена на европейском конти­ненте резко похолодало. На Ближнем Востоке подобный сдвиг означал боль­шее количество осадков и более про­хладное лето, что способствовало улучшению условий для выращивания сельскохозяйственных культур. Хана­анская земля стала богаче, и израильтяне-бедуины предпочли пустыне оседлый образ жизни. Веро­ятно, это происходило постепенно и без громогласного шествия с труба­ми вокруг стен Иерихона.

4. Исход евреев спровоцировал голод

По Библии, исход евреев произошел около 1800 года до н.э., однако новей­шие методы датировки слоев в Тель-эль- Дабе показали, что хананейский период закончился на 200 лет позже, то есть в XVII веке до н.э. 

Катастрофические по­следствия извержения вулкана привели к нехватке продовольствия, вынудив из­раильтян стать кочевниками, что логиче­ски объясняет факт исхода.

Море сомкнулось 180 лет спустя

Египет мало-помалу восстановился. Вновь зародилась мечта о сильном государстве, и возникла потребность в рабочей силе. Фараоны ежегодно посылали свою армию на землю Ханаанскую — отчасти в целях самоза щиты, отчасти с целью грабежей и захвата рабов. В том числе высту­пления против израильтян имели место в горах, образующих сегодня Западный берег, что вполне могло послужить источником истории с рабством, правда, уже во времена после Моисея.

Военная активность египтян достиг­ла своего пика в эпоху Тутмоса III, пра­вившего с 1479 по 1425 год до н.э. Историки обнаружили относящееся к этим временам повествование о группе из 700 человек, трудившихся в каменоломнях фараонов и отпущен­ных, поскольку необходимость в их труде отпала. Большую часть группы составляли кочевники племе­ни шасу из пустыни Негев. Они двига­лись вдоль северного побережья полу­острова Синай. Тутмос вскоре пожалел, что освободил их, и отпра­вил вдогонку египетское войско, кото­рое настигло рабов близ лагуны Ши-Хор (современное название Шамаль-Сина), отделенной от моря узким перешейком.

Рабы находились к югу от лагуны, когда путь им преградил канал. Егип­тяне рассудили, что до утра невольни­ки никуда не денутся, и предводитель войска повел солдат по перешейку к небольшой крепости Чару. Рабы раз­били лагерь на материке, подальше от воды, и оттуда на рассвете стали свидетелями, как их преследователей смыла гигантская волна.

По мнению геологов, ее вызвало подводное извержение вулкана у бере­гов греческого остров Гиали; не столь масштабное, как на Санторини, но достаточно серьезное, чтобы вызвать цунами. Доля истины в библейском пове­ствовании об исходе израильтян все- таки есть, начиная с неопалимой купины и десяти казней и заканчивая морем, поглотившим египтян. Только море было не Красное, а Средиземное. И события разворачивались не одну неделю, как сказано в Библии, а в течение 180 лет.

5. Цунами накрыло войско фараона.

История с египетскими воинами слу­чилась на Средиземном море пример­но 180 лет спустя после исхода евре­ев. Ожидая рассвета, солдаты фараона остановились в крепости на небольшом полуострове, в то вре­мя как преследуемые рабы разбили лагерь на материке.

Наутро войско было смыто большими цунами, вы­званными предположительно подво­дным извержением вулкана на остро­ве Гиали около 1450 года до н.э.

Моисей шел по направлению к Красному морю, а рабы фараона — к Средиземному

TOP

ads 1
ads2
ads 3