Контрабанда или реэкспорт: чудеса превращения польских яблок в белорусские
12 октября 2016
Россельхознадзор намерен посетить хранилища белорусских садоводов и проверить, в самом ли деле соседи собрали огромный урожай. В Россию из Белоруссии привозят сотни тонн фруктов, то есть в десятки раз больше, чем выращивали в последние годы.
Уборка яблок в садах почти завершена, начинается закладка в хранилище. Через пару недель здесь будет не протолкнуться от фур оптовиков. Одно белорусское фермерское хозяйство выращивает тысячу тонн яблок ежегодно. Львиная доля фруктов уходит в Россию.
Игорь Абрамчик, глава крестьянского хозяйства: «В Россию идет 80% урожая, даже больше. Все товарные, красивые, хорошие яблоки».
Урожай отличный, хотя не чемпионский. И все же Белоруссия бьет все рекорды, умудряясь отправлять в Россию своих яблок в 5 раз больше, чем выращивает. Как выясняется, рецепт чуда — банальный польский реэкспорт, поставленный на поток. Причем от такого яблочного вала законопослушные местные садоводы страдают в первую очередь, но сделать ничего не могут.
Игорь Абрамчик: «Это есть. Мы про это видим, слышим, смотрим. Есть контроль, следовательно, надо ловить. Мы теряем здесь деньги. Как только польское яблоко реэкспортируется, цена становится ниже для нас. Мы на этом теряем».
Схема превращения польского яблока в белорусское проста. Пустая накладная от реального производителя стоит от полутора тысяч долларов за бумагу на 20 тонную машину. Еще можно сделать хорошую фальшивку. Второй шаг сложнее — нужно получить фиторазрешение. Подделать его не получится, это бланк строгой отчетности.
Геннадий Вашкевич, главный агроном, государственный инспектор по карантину и защите растений Молодечненского района Белоруссии: «Лучше голову потерять, чем такую бумагу. Замучаешься отписывать».
Геннадий Вашкевич уверяет, через его район польское яблоко не идет. Прозвище у инспектора — Верещагин.
Геннадий Вашкевич, «Задавались вопросы, можно ли такое делать. Ответ: категорически нет».
Но районов и инспекторов много, а после выдачи такого сертификата реэкспортное яблочко документально превращается в натуральное белорусское, поэтому помешать его ввозу в Россию крайне сложно.
Нина Анищенкова, заместитель начальника отдела управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям: «Благодаря таким документам и разрешениям фактически происходит легализация незаконных поставок».
У кого не получается с бумагами, ищут объездные варианты. Пункт пропуска «Красная горка». Большой яблочный путь проходит именно здесь. Лавину фруктовых фур ждут через месяц, но поток уже растет каждый день. С введением открытого таможенного пространства на прилегающих к границе дорогах идут бесконечные казаки-разбойники с продовольственными нелегалами. Это и есть дорога контрабандистов. У рва проходит граница между Россией и Белоруссией.
Сейчас фура здесь не пройдут, дожди основательно все размыли. С белорусской стороны проезд перекопали и засеяли озимыми. Но такие одноразовые дороги-двухдневки, судя по всему, новый тренд в контрабанде. Днем быстро подшаманить, чтобы ночью запустить колону с грузом, ведь перекрыть все невозможно.
Нина Анищенкова: «Конечно, все дороги не перекроешь. Но если ловят, везут сюда».
Белорусские власти ситуацию с яблоками комментировать не хотят, как и озвучивать официальные цифры экспорта из Польши.
Однако в этом году Россельхознадзор намерен посетить склады белорусских садоводов и оценить реальные объемы собранной продукции.