Ученые нашли гигантскую черную дыру-ровесника вселенной

7 декабря 2017
Ученые нашли гигантскую черную дыру-ровесника вселенной

Группа американских и чилийских астрономов открыла сверхмассивную черную дыру, старейшую в исследованной Вселенной. Обнаруженный объект образовался через 690 миллионов лет после Большого взрыва - по космическим меркам миг. На тот момент вселенная по сравнению с ее нынешним состоянием была сформирована всего на пять процентов.

Квазар с гигантской черной дырой в центре получил название ULAS J1342+0928, находится он на расстоянии 13,1 миллиарда световых лет от Земли. Обнаружили ровесника вселенной при помощи трех телескопов в Аризоне, Чили и на Гавайях. Предыдущий рекорд принадлежал сверхмассивной черной дыре ULAS J1120+0641. Она на 600 миллионов световых лет ближе к Земле и на 60 миллионов лет моложе нынешней находки, пишет Space.com.

- Однако при ней вселенная была сформирована уже на 10 процентов. В ранние космические эпохи события развивались очень быстро, - рассказал руководитель группы исследователей Эдуардо Баньядос.

Масса открытой черной дыры в 800 миллионов раз превышает массу Солнца.

Квазарами называют центральные части галактик. В центре квазара находится массивная черная дыра, поглощающая материю. Та падает в дыру по спирали, нагреваясь при этом до миллионов градусов. Процесс сопровождается излучением во всем спектре: от рентгеновского до инфракрасного.

Дальний квазар - редкая находка: чтобы обнаружить ULAS J1342+0928, астрономам пришлось обшарить десятую часть видимого с Земли космического пространства. По мнению ученых, в доступном нам секторе космоса находятся от 20 до 100 подобных объектов.

- Этот квазар станет "золотым рудником" для исследований ранней вселенной, - считает Баньядос. Ценность находки в том, что она застала "эпоху переионизации". Согласно текущей теории, после большого взрыва вселенная являлась быстро расширяющимся облаком горячих ионов. Остыв, они образовали водород, а потом силы гравитации сформировали из них первые звезды.