Пятница, 22 Апреля 2016

Ученые выяснили, почему птицы пережили вымирание, а динозавры – нет

Оцените материал
(0 голосов)

Ископаемые зубы древних птиц, живших во времена вымирания динозавров, рассказали ученым о том, что предки современных пернатых пережили падение астероида благодаря тому, что научились питаться семенами первых растений, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

"В конце мелового периода, помимо птиц, существовала и относительно слабо изученная группа пернатых динозавров-манирапторов. Они являются ближайшими родичами современных птиц и почти все они, в том числе и зубастые птицы, вымерли после падения астероида, тогда как предки современных птиц его пережили. Возникает вопрос, в чем заключается различие между птицами и манирапторами", — заявил Дерек Ларсон из университета Торонто (Канада).

Ларсон и его коллеги нашли объяснение загадке вымирания динозавров и выживания их современных пернатых наследников, изучая останки древних протоптиц, а также зубы различных видов манирапторов, живших на Земле в последние 18 миллионов лет мелового периода.

В общей сложности ученым удалось проанализировать свыше трех тысяч зубов различных видов манирапторов, в том числе дромеозавров и троодонов, предков птиц и прочих мелких динозавров, чьи останки были найдены в формации Хелл-Крик в штате Монтана, и определить их экологическую роль  и стабильность занимаемой ими ниши.

Как объясняет Ларсон, он и его команда проводили такой анализ, следуя популярной сегодня гипотезе о том, что динозавры начали вымирать задолго до падения астероида. Если это было так, то тогда видовое разнообразие (и, соответственно, различия в форме зубов) должно было постепенно падать по мере движения к временной отметке в 65,5 миллионов лет, когда произошла катастрофа.

На самом деле ничего подобного не произошло – численность и разнообразие манирапторов оставалось стабильным до самого конца мелового периода. Это указало на то, что причина вымирания пернатых динозавров и зубастых протоптиц заключалась в чем-то другом.

Проанализировав, какие виды птиц выжили, а какие вымерли, ученые нашли ответ на этот вопрос – по всей видимости, предки современных пернатых смогли пережить катастрофу благодаря тому, что к тому времени они уже успели избавиться от зубов, обзавелись клювом и перешли на питание зернами растений, которые не могли есть динозавры из-за слишком большой механической нагрузки на зубы.

Семена растений, в отличие от листьев, коры и других плодов флоры и фауны, могут храниться в почве или на земле очень долго, сохраняя при этом питательные свойства. Именно это, как считают Ларсон и его коллеги, помогло предкам птиц продержаться до того времени, когда закончилась "метеоритная зима" и растения заново начали расти и производить плоды и листья в достаточном для пропитания количестве.

Динозавры начали вымирать еще до падения астероида

Британские палеонтологи проанализировали скорость исчезновения разных родов динозавров в конце мелового периода и пришли к выводу, что гигантские ящеры начали вымирать задолго до падения астероида на полуостров Юкатан 65,5 миллиона лет назад, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Все имеющиеся свидетельства указывают на то, что динозавры, которые на тот момент существовали и доминировали в наземных экосистемах уже более 150 миллионов лет, каким-то образом потеряли способность быстро образовать новые вид. Скорее всего, это было одной из причин того, почему они не смогли пережить экологический кризис, который был вызван падением астероида", — заявил Майкл Бентон (Michael Benton) из Бристольского университета (Великобритания).

Бентон и его коллеги пришли к такому выводу, построив своеобразное "дерево вымирания" различных видов, родов и семейств динозавров, живших в последние несколько миллионов лет перед катастрофой. Для этого ученые прокаталогизировали и сопоставили свыше шестисот  различных видов динозавров, принадлежавших ко всем существовавшим в то время группам "ящеров ужаса".

Ученых интересовали два параметра – скорость появления новых видов и скорость исчезновения уже существующих динозавров. Как объясняют специалисты, если первый показатель превышает второй, то тогда можно говорить, что динозавры процветали и расширяли свое присутствие на Земле, а в обратной ситуации речь идет о медленном вымирании.

Расчеты показали, что скорости вымирания и появления новых видов динозавров сравнялись задолго до образования кратера Чиксулуб, примерно 80-75 миллионов лет назад. По мере движения к катастрофе они продолжали падать среди всех трех ключевых видов динозавров – длинношеих гигантов-зауропод, хищных теропод и птицетазовых динозавров, к которым принадлежали трицератопсы и другие относительно небольшие травоядные ящеры. Некоторые группы начали вымирать уже за сорок миллионов лет до падения астероида.

Пока ученые не знают, с чем было связано это медленное исчезновение динозавров – причины могут заключаться как в климатических процессах, расколе Гондваны и движении других материков того времени, высоком уровне вулканической активности, а также в конкуренции с другими животными, например, с млекопитающими или крокодилами. Бентон и его коллеги надеются найти ответ на этот вопрос, изучая окаменелости последних 40-50 миллионов лет жизни динозавров.